Как сделать топографический диктант

Как сделать

МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. Лекция «11.4.Топографическая карта. Топографический диктант»

МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. 5.11. План и карта. 11.4.Топографическая карта. Топографический диктант.

Тема. Топографическая карта. Топографический диктант.

1. Понятие топографической карты

3.Понятие и классификация условных знаков

4.Ориентирование при помощи карты

При составлении топографических карт используют методику графического изображения местности, этот способ предусматривает обозначение объектов и закладывание точных сведений о рельефных особенностях. Карты используют в различных целях военные, промышленники и обычные люди.

Для применения карты необходимо обладать специальными знаниями. Чтение карт предполагает осведомленность о правилах масштабирования и соответствии условных знаков реальным понятиям.

1. Понятие топографической карты

Топографическая карта – это изображение местности в многократно уменьшенных масштабах.

основные пункты геодезии или геологии;

Топографическая карта — это способ отобразить местность на бумаге, для дальнейшего ориентирования.

Основные методы, которые используют при составлении карт:

наземная съемка с использованием геодезических аппаратов;

Современные методы обработки полученных снимков позволяют сделать топографические карты максимально точными, приближенными к реальности. Для этого используют графическую обработку, а также внедрение специальных компьютерных программ.

Основное правило составления карт включает следование четкому образцу, обладающему подробными инструкциями относительно стиля оформления и масштабирования.

Области применения топографических карт:

необходимы в военных ведомствах для планирования стратегических учений в армейских подразделениях;

используются в строительстве для проведения геодезических или геологических работ, а также при строительстве и планировании дорожного полотна;

применяются в сельском хозяйстве при расчётах, касающихся размещения посадок и планирования ухода за ними.

Топографическая карта – это предмет, который необходим при проведении поисково-спасательных операций, поэтому часто востребован сотрудниками Министерства чрезвычайных ситуаций.

2.Расцветка карт

Цветовое оформление топографических карт заключено в выделении цветом соответствующих объектов:

кустарники, леса и другая зелёная масса на территориях обозначаются зеленым цветом;

водное пространство, ледники окрашиваются бирюзовым;

рельеф, разнообразные разновидности почвогрунта окрашены в оранжевый цвет;

автодороги улучшенного типа выделяют жёлтым;

для населенных пунктов, городов с населением более 50 тыс. предусмотрен оранжевый цвет;

пески, каменистые поверхности выделяют коричневым.

3.Понятие и классификация условных знаков

Топографическая карта – это структурированная система изображений, для которой большое значение имеют условные картографические знаки. Специалисты делят их на знаки общего применения, а также на знаки, используемые для определения объектов в профессиональной сфере.

Для удобства применения подобных знаков введена специальная система классификации:

4.Ориентирование при помощи карты

Ориентирование – это способ определения местонахождения по возникающим вокруг объектам. Использование топографических карт для ориентирования входит в задачи людей многих профессий.

Ориентирование имеет 3 основные задачи:

Узнавание местности по основным признакам и расчёт местонахождения, узнавание направления движений на конкретной местности.

Вычисления сторон горизонта и своего местонахождения, тактическое определение местоположения в военно-стратегических целях.

Приблизительное вычисление местонахождения и направления движения, а также расчёт времени достижения определенного пункта.

Ориентирование по топографической карте считают одним из основных способов решения поставленных задач.

1.Просмотреть видео-презентацию «План местности, масштаб, окружающий мир, презентация для детей» https://www.youtube.com/watch?v=WGBKRkVgFaA&feature=emb_logo

2. Ответить на вопросы после просмотра письменно в тетрадь. (развернуто):

Что необходимо знать, чтобы прочесть план местности?

Как вы считаете, для чего детям необходимо уметь читать план местности, карту местности? Как это может пригодится в будущем?

Инклюзия в современном обществе и ее роль в социализации

идёт регистрация Успейте записаться до 2 февраля!

Номер материала: ДБ-1458647

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

✅ На балансе занятий — 1

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Географические диктанты – одна из форм проверки предметных, метапредметных результатов обучения учащихся в процессе реализации ФГОС ООО.

Слободянюк Татьяна Александровна,

МКОУ Гыданская школа-интернат .

Географические диктанты – одна из форм проверки предметных, метапредметных результатов обучения учащихся в процессе реализации ФГОС ООО.

Одной из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем географии в современной школе – совершенствование системы проверки и оценки знаний учащихся, умение применять эти знания при выполнении универсальных учебных действий, практических работ. Причем такой системы проверки, при которой продолжался бы процесс, направленный на развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся, что является важным фактором реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Проверка знаний подводит итог главного труда школьника – учения. От организации проверки в системе урока, характера и содержания проверяемых знаний зависит успехи в обучении и воспитании. Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые учителем с целью объективного подхода к решению этой проблемы.

Используются разнообразные формы и методы проверки знаний и умений. Эффективность их применения зависит от мастерства и творческой деятельности каждого учителя. В последние годы широко практикуются комбинированные формы проверки, сочетающие наряду с устным опросом использование всевозможных карточек с заданиями для письменного ответа в тетрадях, на классной доске, на стенной контурной карте и т.д., что позволяет проверить знания значительной части учащихся.

Совершенствование традиционных форм и методов проверки, поиск и экспериментальная проверка новых составляет важный, элемент творческой деятельности каждого учителя.

Все формы и методы опроса предназначены для того, что активизировать усвоение учебного материала, разнообразить проверку знаний, осуществлять индивидуальный подход к учащимся, разрабатывать и постепенно совершенствовать определенную систему повторения и закрепления материала.

Географические диктанты призваны еще раз проверить определенный объем знаний, закрепить навыки и умения применять эти знания для осознанного усвоения изучаемого теоретического материала, для выполнения практических задач.

Географический диктант есть своего рода небольшая по объему фронтальная письменная проверка, охватывающая несколько тем. В этом случае к диктанту в полной мере применимо утверждение А.В. Даринского, что «…фронтальная письменная проверка дает возможность не только проверить и вместе с тем обобщить знания учеников класса по широкому кругу вопросов, она позволяет учителю выяснить общую карту усвоения классом определенных тем курса, вовремя обнаружить типичные недостатки в усвоении понятий, в написании географических названий…».

Проверка знаний основных понятий, терминов, географической номенклатуры есть на каждом уроке. Отвечая на поставленные вопросы в ходе проверки домашнего задания, изучения нового материала закрепления его, выполняя программные самостоятельны и практические работы, ученики обязаны уметь оперировать научными терминами, быстро ориентироваться по карте, знать методику определения координат и находить по ним нужные объекты.

При такой форме проверки знаний учащиеся не дают развернутого ответа, но это не умаляет ценности этого ответа. Ведь в данном случае не только дополнительно, еще раз осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Важнее тот факт, что в ходе выполнения диктанта приводятся в определенную систему полученные знания, совершенствуются умения и навыки учебной работы учащихся.

Кроме того, систематическое применение подобной формы проверки приучает и учащихся систематически быть активными на всех этапах урока, добросовестно относиться к выполнению домашних заданий, чаще получать информацию (в виде анализов и оценки своих ответов) о степени и качестве усвоения учебного материала.

В данном пособии предлагаются диктанты по географии для 5-9 классов, которые разработаны автором, а также географические диктанты, которые были собраны учителем на протяжении многих лет работы из различных источников.

В пособии дана методика подготовки, проведения и проверки, рассмотрены различные варианты и даны ключи проверки.

Диктанты составлены по следующим направлениям:

проверка усвоения понятий и терминов;

проверка усвоения географической номенклатуры;

проверка усвоения навыков и приемов работы на контурных картах;

закрепление навыков определения координат точек;

закрепление навыков вычерчивания топографических знаков и чтения топографических карт.

Однако следует иметь в виду, что предлагаемая форма проверки знаний учащихся не является основной и определяющей в практической деятельности учителя. Географические диктанты – как форма проверки знаний и умений, имеют свою ценность и значимость в оценке учебной работы учащихся и применяются в сочетании с другими формами, которые зависят от содержания и цели урока и выбранной методики его проведения.

Топографические диктанты предназначены для того, чтобы проверить знания учащихся, выработать и закрепить навыки чтения топографических карт и вычерчивания топографических планов.

Умение вычерчивать план и читать топографическую карту предусматривает знание многих вопросов, основными из которых являются следующие:

Что такое топографический план и топографическая карта?

Умение вычерчивать план и читать карту.

Умение ориентироваться на местности, знать основные и промежуточные стороны горизонта.

Умение изобразить направления на чертеже.

Умение изобразить расстояния на чертеже в выбранном масштабе.

Знание основных знаков.

Знание методики выполнения полярной съемки.

Умение пользоваться измерительными инструментами.

Знать ближайшие окрестности школы.

Развивать пространственное мышление.

Тема. Измерение расстояния. Изображение расстояний и направлений на чертеже.

Каждый сантиметр на чертеже соответствует 10 м на местности. Записать это в виде именованного масштаба.

Изобразить в виде линии расстояние 45 м в масштабе: в 1см-10 м.

Измерить ширину крышки стола (в сантиметрах) и ответ записать.

Поставить точку и провести от нее направление на север, запад и юго-восток.

Поставить точку и провести от нее направления, соответствующие азимутам 90 и 180 градусов.

Тема. Измерение расстояния. Изображение расстояний и направлений на чертеже.

Каждый сантиметр на чертеже соответствует 100 м на местности. Записать это в виде численного масштаба.

Изобразить в виде линии расстояние 55 м в масштабе: 1см-10 м.

Измерить длину крышки стола и ответ записать.

Поставить точку и провести от нее направления на восток, юг и северо-запад.

Поставить точку и провести от нее направления, соответствующие азимутам 0 и 270 градусов.

II вариант. 1. 1: 10 000

Тема. Составление схематического плана участка местности способом полярной съемки.

Ю=З, 550 м, хвойное дерево.

С=З, 400 м, лиственное дерево.

Ю=В, 350 м, кустарник.

Тема. Составление схематического плана участка местности способом полярной съемки.

Ю=В, 350 м, кустарник.

С=З, 400 м, лиственное дерево.

Читайте также:  Как сделать стены дома теплыми

Ю=З, 550 м, хвойное дерево.

Тема. План местности. Ориентирование.

Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный объект.

Сторона горизонта, имеющая азимут 90 градусов.

Прибор для ориентирования.

Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане.

Точка, из которой проводиться визирование на местные объекты.

Направление на Полярную звезду.

Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном месте.

Умение определять на местности стороны горизонта.

Прибор для измерения расстояний.

Работа по составлению плана местности.

План местности. Ориентирование.

Прибор для измерения расстояний.

Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном месте.

Точка, из которой проводиться визирование на местные объекты.

Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане.

Прибор для ориентирования.

Работа по составлению плана местности.

Направление на Полярную звезду.

Сторона горизонта, имеющая азимут 180 градусов.

Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный объект.

Умение определять на местности стороны горизонта.

1.Рулетка. 2.Горизонт. 3.Полюс. 4.Масштаб. 5. Компас. 6.Съемка. 7.Север.

8. Юг. 9.Азимут. 10.Ориентир

Тема. Чтение плана местности.

Для изображения расстояний удобней взять масштаб в 1см – 100 м.

Идем на северо-восток 800 м по лугу. Подошли к озеру.

От точки 2 идем на северо-запад 800 м по кустарнику. Подошли к болоту.

От точки 3 идем по азимуту 180 градусов 550 м по пашне. Справа, на середине пути – озеро. Подошли к роднику.

От точки 4 идем по азимуту 270 550 м по фруктовому саду. Подошли к хвойному дереву.

От точки 5 возвращаемся к точке 1. Идем по вырубленному лесу.

Тема. Чтение плана местности.

Для изображения расстояний удобней взять масштаб в 1см – 100 м.

Идем на северо-запад 800 м по вырубленному лесу. Подошли к хвойному дереву.

От точки 2 идем по азимуту 90 градусов 550 м по фруктовому саду. Подошли к роднику.

От точки 3 идем по азимуту 0 градусов 550 м по пашне. Слева, на середине пути – озеро. Подошли к болоту.

От точки 4 идем на юго-восток 800 м по кустарнику. Подошли к озеру.

От точки 5 возвращаемся к точке 1 по лугу.

Тема. Относительная и абсолютная высота. Изображение рельефа горизонталями. Чтение плана местности.

1. Линия на карте, соединяющая точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте над уровнем моря.

2. Самая высокая часть горы, холма.

3. Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном месте.

4. Черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям и показывающие, в каком направлении понижается склон.

5. Высота, показывающая, на сколько метров одна точка поверхности Земли находится выше другой.

6. Прибор для определения относительной высоты места.

7. Характерный пункт (объект) на местности.

8. Прибор для определения углов в градусах на карте.

9. Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный ориентир.

10. Высота местности над уровнем моря.

Тема. Относительная и абсолютная высота. Изображение рельефа горизонталями. Чтение плана местности.

Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный ориентир.

Высота местности над уровнем моря.

Высота, показывающая, на сколько метров одна точка поверхности Земли находится выше другой.

Черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям и показывающие, в каком направлении понижается склон.

Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном месте.

Прибор для определения относительной высоты места.

7. Самая высокая часть горы, холма.

8. Линия на карте, соединяющая точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте над уровнем моря.

9. Характерный пункт (объект) на местности.

10. Прибор для определения углов в градусах на карте.

5. Относительная высота. 6. Нивелир. 7.Ориентир. 8.Транспортир. 9.Азимут. 10. Абсолютная высота.

Источник

Топографический диктант по географии с ответами для 6 класса

Топографический диктант № 1

1. Определите точку на земной поверхности, относительно которой вся территория России находится строго на юге.

2. Как называются устойчивые ветры, дважды в год меняющие направление на противоположное и в значительной степени определяющие климат Дальнего Востока России?

3. Назовите один из видов крупных сельских поселений в казачьих районах Северного Кавказа, Южного Урала и Сибири.

4. Как называется совокупность процессов физического и химического разрушения горных пород под воздействием колебаний температуры, циклов замерзания-оттаивания и химического воздействия воды, атмосферных газов и организмов?

5. Укажите верное сочетание природных зон и почв, встречающееся на территории Южного федерального округа:

А) влажные субтропики – желтозёмы;
Б) горные луга – серозёмы;
В) сухие степи – бурозёмы.

6. Выберите из списка объект с наибольшей солёностью воды:

А) Каспийское море;
Б) Карское море;
В) озеро Эльтон;
Г) озеро Ильмень.

7. Что обозначает данный условный знак на топографических картах?

8. Расположите горные системы по возрастанию их максимальной абсолютной высоты:

А) Хибины;
Б) Алтай;
В) Западный Саян;
Г) Сихотэ-Алинь.

9. Назовите коренной горский народ Кавказа, численность которого на территории России составляет около 470 тысяч человек, проживающий преимущественно на юге Дагестана, известность которому принесли танцы, распространённые на Кавказе.

10. Назовите один из традиционных российских центров керамики, где производится знаменитая бело-кобальтовая посуда, которая сделалась таким же символом России, как балалайка и матрешка. О качестве добываемых здесь глин высоко отзывался еще Михаил Ломоносов.

11. Как называются облака вертикального развития, с которыми связаны ливневые осадки, грозы, град, шквалистый ветер?

12. Назовите природную зону России, где произрастают морошка и карликовая берёза, обитают лемминг и северный олень.

13. Расположите населённые пункты в направлении с севера на юг:

А) Сыктывкар;
Б) Уфа;
В) Архангельск;
Г) Пермь.

14. Назовите крайнюю материковую точку России, которая находится в Западном полушарии.

15. Выберите из списка город, где солнце иногда можно видеть в полночь: Петрозаводск, Воркута, Великий Устюг, Санкт-Петербург.

16. Расстояние по прямой от Ботика Петра I под Переславлем-Залесским до Музея граммофонов и грампластинок составляет 200 метров. Чему оно будет равно на карте масштаба 1 : 100 000? Ответ дать в сантиметрах.

17. Выберите субъект Российской Федерации, в пределах которого имеются территории с субтропическим климатом:

А) Ростовская область;
Б) Краснодарский край;
В) Астраханская область;
Г) Ставропольский край.

18. Назовите крупную реку России, приток Волги, на берегах которой родились богатырь Илья Муромец и поэт Сергей Есенин.

19. Укажите, в каком городе из списка летом раньше других наступает восход:

А) Брянск;
Б) Липецк;
В) Самара;
Г) Пенза.

20. Назовите субъект Российской Федерации, в котором день заканчивается на 2 часа позже, чем в Астрахани и Самаре.

21. Выберите из списка и укажите реку, низовья которой изображены на космическом снимке:

А) Обь;
Б) Дон;
В) Печора;
Г) Волга.

22. Назовите один из древнейших городов России, город-герой, расположенный у западных рубежей страны на берегах Днепра.

23. Назовите самое мелководное море России, его средняя глубина – 8 метров, наибольшая – 15 метров, а площадь в 11 раз меньше площади Черного моря.

24. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом:

А) река Онега – Онежское озеро;
Б) река Охота – Охотское море;
В) полуостров Чукотка – Чукотское море;
Г) озеро Таймыр – полуостров Таймыр.

25. Назовите один из старейших городов России, основанный на реке Волге в XI веке, который входит в туристический маршрут «Золотое кольцо России». На его гербе изображен медведь с секирой.

26. «Окрестности … отличаются жалкой растительностью. Бора калечит и убивает всё. Выживает только сухая трава и кусты колючего держидерева… Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей… Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несёт её ливнями на дома… Бора дует при ясном небе. Зимой она всегда сопровождается крепким морозом. Корабли превращаются в глыбы льда. Лёд, срываясь со снастей, калечит и убивает матросов…».

Об окрестностях какого российского города писал Константин Паустовский?

27. Узнайте город – областной центр России по строкам из его гимна:

«Когда над Северной Двиной проснётся солнце
И на леса туманы выпадут росой,
… широко нам улыбнется
И покорит неброской северной красой».

28. Назовите реку, которой посвящено стихотворение Михаила Лермонтова:

«Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит».

29. Назовите город России, о котором поётся в песне:

«Есть город на Волге родной,
Крещёный огнём и мечом.
Весь мир облетела, весь свет обошла
Крылатая слава о нём»
(автор слов – Антон Пришелец).

30. Назовите путешественника, изображённого на почтовой марке, именем которого было названо море, впервые подробно описанное в ходе экспедиции на боте «Святой Гавриил».

Ответы к топографическому диктанту № 1

1. Как называется условная линия, разделяющая поверхность земного шара на Северное и Южное полушария?

2. Как называется область высокого атмосферного давления, с формированием которой в зимний период во многих городах Сибири связана сухая морозная погода и инверсия температуры в приземном слое?

3. Как называется малый населённый пункт, состоящий из отдельной крестьянской усадьбы с обособленным хозяйством? В южных районах России так называли поселения, расположенные вне сёл и станиц, независимо от числа дворов.

4. Как называются положительные формы рельефа, образующиеся под действием ветра на песчаных берегах озёр и морей? В России самые высокие из них находятся на территории Дагестана и Калининградской области.

5. Выберите сочетание природных зон и почв, верное для Сибирского региона:

А) хвойные леса – серозёмы;
Б) лесостепь – чернозёмы;
В) тундра – желтозёмы.

6. Выберите из списка объект с наибольшей солёностью воды:

А) озеро Чаны;
Б) Карское море;
В) озеро Баскунчак;
Г) Кулундинское озеро.

7. Что обозначает данный условный знак, часто встречающийся на топографических картах Западной Сибири?

8. Расположите горные системы по убыванию их максимальной абсолютной высоты:

А) Урал;
Б) Кавказ;
В) Алтай;
Г) Восточный Саян.

9. Назовите народ, численность которого на территории России составляет около 500 тысяч человек, проживающий преимущественно в республике на юге Восточной Сибири, а также в Иркутской области и Забайкальском крае. В указанной республике расположен духовный центр буддистов России.

10. Этот народный промысел возник на Урале в XIX веке и представляет собой художественное литьё из чугуна, покрытое, как правило, черной краской особого рецепта – так называемой «голландской сажей». Назовите город в Челябинской области, где расположен данный завод архитектурно-художественного литья.

Читайте также:  Как сделать игру через cryengine

11. Как называются выпадающие в тёплое время года твёрдые атмосферные осадки, которые могут наносить значительный ущерб сельскому хозяйству?

12. Назовите природную зону в России, где произрастают ковыль и типчак, обитают сурок и сайгак.

13. Расположите населённые пункты в направлении от самого северного до самого южного:

А) Салехард;
Б) Дудинка;
В) Екатеринбург;
Г) Омск.

14. На территории какого федерального округа расположена самая северная материковая точка России?

15. Выберите из списка город, где солнце иногда можно видеть в полночь: Екатеринбург, Улан-Удэ, Верхоянск, Волгоград.

16. Расстояние по прямой от памятника В.И. Чапаеву в городе Самаре до Капсулы времени с посланием к потомкам 2057 года составляет 280 метров. Чему оно будет равно на карте масштаба 1 : 10 000? Ответ дать в сантиметрах.

17. Выберите субъект Российской Федерации, для которого характерен умеренный муссонный климат: А) Иркутская область; Б) Приморский край; В) Красноярский край; Г) Республика Хакасия.

18. Назовите одну из крупнейших рек России и мира, в верховьях которой обитают верблюды, а в низовьях – белые медведи. Её главный правый приток отличается многоводностью и большим гидроэнергетическим потенциалом, на нём построен каскад крупных ГЭС, ему посвятил своё стихотворение «Глубина» поэт Евгений Евтушенко.

19. Укажите, в каком городе из списка раньше других наступает восход: А) Томск; Б) Челябинск; В) Тюмень; Г) Казань.

20. Назовите крупный субъект Российской Федерации, частично расположенный за полярным кругом, где время отличается от московского на 4 часа.

21. Выберите из списка и укажите реку, низовья которой изображены на космическом снимке: А) Урал; Б) Амур; В) Лена; Г) Волга.

22. Назовите город-герой, на территории которого находятся остатки древнегреческого поселения, существовавшего на протяжении двух тысяч лет вплоть до конца ХIV века, включённые в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

23. На территории этого полуострова расположена Долина гейзеров. Температура воды в гейзерах – от плюс 94 до плюс 99оС, продолжительность извержения воды – от 1 до 20 минут. Назовите полуостров.

24. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом:

А) река Камчатка – полуостров Камчатка;
Б) Балтийская коса – Балтийское море;
В) Татарский пролив – Республика Татарстан;
Г) река Охота – Охотское море.

25. Назовите город в Московской области, входящий в туристический маршрут «Золотое кольцо России», где расположена Троице-Сергиева лавра.

26. «Этот остров гористый, длинный и узкий; на запад … он спускается более полого и представляет среди редкого леса много прогалин, тогда как на восток … он обрывается круто и покрыт густым лесом. По прогалинам разбросаны бурятские поселки — небольшие улусы и отдельные юрты; небольшое население острова занято скотоводством и рыболовством. На западном берегу я посетил Шаманскую пещеру в белом мраморе скалистого мыса».

О каком острове писал Владимир Обручев?

27. Узнайте субъект Российской Федерации по строкам из его гимна:

«…Край сокровищ земных необъятный.
Сквозь рассветный туман
Вновь курится вулкан
И зовёт рыбаков океан…
…День России берёт здесь начало…».

28. «Кончался январь 1920 года. Шторм бил брызгами в окна низких портовых зданий. Тяжелый дождь шумел по улицам Петровска. Горы дымились. К северу от Петровска до Астрахани море лежало подо льдом» (Константин Паустовский).
В 1921 г. Петровск был переименован. Укажите современное название этого города.

29. Назовите город, которому посвящено стихотворение Владимира Жукова:

«Золотыми гроздьями струится
Блеск огней у ханского дворца,
Но ему в полуночи не спится.
Там легенды льются без конца.
И фонтан любви и слез струится,
Красотой чарующий сердца…
И текут из чаши в чашу слёзы
На холодный мрамор столько лет,
И лежат две ароматных розы,
Не теряя первозданный цвет…».

30. Назовите изображенного на конверте путешественника, одного из известнейших исследователей Центральной Азии (Китая, Монголии, Тибета), именем которого назван подвид дикой лошади.

Ответы к топографическому дикта нту № 2



Топографический диктант № 3

1. Как называется воображаемая линия на поверхности Земли, соединяющая Северный полюс с Южным, по разные стороны которой местное время различается на сутки?

2. Назовите разновидность тропического циклона, которая переводится с японского языка как «сильный ветер», характеризуется очень низким давлением в центральной части и временами серьезно осложняет жизнь в населённых пунктах Приморского и Камчатского краёв.

3. Укажите, на долю каких электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС или иных) приходится около 70% выработки электроэнергии в России.

4. Какое название объединяет холмы и горы с округлыми вершинами в Забайкалье, на Дальнем Востоке России и Кольском полуострове?

5. Выберите сочетание природных зон и почв, верное для Дальнего Востока России:

А) хвойные леса – бурозёмы;
Б) кедровый стланик – краснозёмы;
В) горные тундры – желтозёмы.

6. Выберите из списка объект с наибольшей солёностью воды:

А) озеро Ханка;
Б) Японское море;
В) озеро Байкал;
Г) Берингово море.

7. Что обозначает данный условный знак на топографических картах?

8. Расположите горные системы по убыванию их максимальной абсолютной высоты:

А) Крымские горы;
Б) Кавказ;
В) Сихотэ-Алинь;
Г) горы Камчатки.

9. Назовите народ численностью около 1,5 тысяч человек, проживающий в Приморском и Хабаровском краях в горной тайге и вдоль больших рек, традиционными занятиями которого являются рыболовство и охота. Исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев в своих книгах «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» замечательно описал природу края и жизнь этого народа.

10. Этот народный промысел возник на Урале в XVIII веке и представлен производством тёплых платков из козьего пуха. Качество этих тонких платков проверяют по двум параметрам: проходит ли платок через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Назовите город, где действует этот промысел.

11. Как называются водяные капли, осаждающиеся из влажного воздуха на поверхности растений и почвы при их охлаждении в ночные и ранние утренние часы?

12. Назовите природную зону России, где произрастают лиственница и ель, обитают росомаха и клёст.

13. Расположите населённые пункты в направлении с севера на юг:

А) Якутск;
Б) Москва;
В) Анадырь;
Г) Тикси.

14. В каком субъекте Российской Федерации расположена самая восточная точка России?

15. Выберите из списка город, где солнце иногда можно увидеть в полночь: Охотск, Хабаровск, Дудинка, Магадан.

16. Расстояние по прямой от Пагоды Семи дней в городе Элиста до Золотой Обители Будды Шакьямуни составляет 1100 м. Чему оно будет равно на карте масштаба 1 : 50 000? Ответ дать в сантиметрах.

17. Выберите из списка субъект Российской Федерации, где есть субтропический средиземноморский климат:

А) Республика Калмыкия,
Б) Республика Крым;
В) Республика Мордовия;
Г) Приморский край.

18. Назовите реку России, являющуюся главной транспортной артерией крупнейшего по площади субъекта Российской Федерации. В её водосборном бассейне повсеместно распространены многолетнемёрзлые породы, а в среднем течении имеется уникальный комплекс скальных образований, который в 2012 году был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

19. Укажите, в каком городе из списка раньше других наступает рассвет:

А) Екатеринбург;
Б) Чита;
В) Тюмень;
Г) Комсомольск-на-Амуре.

20. Назовите субъекты Российской Федерации, где время отличается от московского на 9 часов.

21. Выберите из списка и укажите реку, низовья которой изображены на космическом снимке:

А) Урал;
Б) Амур;
В) Лена;
Г) Енисей.

22. Назовите город-герой России, известный своими мастерами-оружейниками, самоварами и пряниками.

23. Назовите самое большое по площади море, омывающее берега России. Его площадь составляет 2,3 миллиона квадратных километров, а максимальная глубина – 5,5 тысяч метров. Современное название оно получило в XIX веке, а на более ранних картах называлось Бобровым. Южная граница моря проходит по цепи островов.

24. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом:

А) Балтийская коса – Балтийское море;
Б) город Крымск – Республика Крым;
В) горы Алтай – Республика Алтай;
Г) остров Беринга – Берингово море.

25. Назовите город в Ярославской области, расположенный на берегу Плещеева озера и входящий в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

26. «Геолог Черский считал, что это озеро является очень древним — остатком силурийского моря. Но новые исследования показали, что оно, наоборот, очень молодое и в современной форме возникло не ранее современного геологического периода, хотя впадина начала уже создаваться в юрский период. В прошлой главе я говорил уже о молодых движениях земной коры, обусловивших образования Тункинской долины и контраст между формами рельефа её боков — Хамар-Дабана и Тункинских альп. Впадина … создана теми же молодыми движениями, доказательства которых распределены на большом протяжении от середины нагорья Хангай в Монгольской Народной Республике до реки Учура на Алданском плато, то есть на протяжении 2400 верст».

О каком озере пишет Владимир Обручев?

27. Узнайте субъект Российской Федерации по строкам из его гимна:

«Вы видите: горят огни в ночи,
На землю небо звёздное упало.
Вы слышите: мелодия звучит,
Поёт земля восточнее Урала.
Где города по берегам реки
Тепла и света создают запасы,
Ее добыли в шахте горняки —
Рабочую мелодию Кузбасса».

28. Какому субъекту Российской Федерации посвящены стихи Ирины Лариной?

«Бескрайняя черта береговая,
встречая солнце, шепчется с волной.
Женьшень, лимонник… манят в сопки края,
и кружит ветер — в пляске неземной.
В озёрной глади прячет мандаринка
свой необычный радужный наряд,
и к лотосу протоптана тропинка,
и клёкот журавлиный невпопад».

29. «…Как я подолгу слушал этот шум,
Когда во мгле горел закатный пламень!
Лицом к реке садился я на камень
И все глядел, задумчив и угрюм,
Как мимо башен, идолов, гробниц
Катунь неслась широкою лавиной,
И кто-то древней клинописью птиц
Записывал напев ее былинный…».

Истоком какой крупной реки является Катунь, описанная в стихотворении Николая Рубцова?

30. Открытием какого географического объекта прославился изображённый на почтовой марке адмирал Михаил Лазарев, русский флотоводец и мореплаватель, командующий Черноморским флотом и почётный член Русского географического общества?

Ответы к топографическому диктанту № 3



Топографический диктант № 4

1. Как называется воображаемая линия на поверхности земного шара, соединяющая по кратчайшему расстоянию Северный и Южный полюса?

2. Как называется поверхность раздела тёплых и холодных воздушных масс в нижней части атмосферы?

3. Как называется город, находящийся вблизи более крупного города и тяготеющий к нему в хозяйственном и культурно-бытовом отношении?

4. Какое название носит часть речной долины, затопляемая в половодье или во время паводков?

5. Укажите сочетание природных зон и почв, характерное для территории Центрального федерального округа:

Читайте также:  Как сделать закрепление в эксель

А) лесостепь – краснозёмы;
Б) северная тайга – коричневые почвы;
В) смешанные леса – дерново-подзолистые почвы.

6. Выберите из списка объект с наименьшей солёностью воды:

А) залив Сиваш;
Б) Белое море;
В) Финский залив;
Г) Чёрное море.

7. Что обозначает данный условный знак на топографических картах?

8. Расположите горные системы по убыванию их максимальной абсолютной высоты (проставьте цифры):

1) Алтай;
2) Кавказ;
3) Сихотэ-Алинь;
4) Хибины.

9. Название этого народа России переводится как «настоящий человек», а устаревшее название – самоеды. Численность в России составляет около 45 тысяч человек, большая часть проживает вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Основные занятия — оленеводство, рыболовство, охота. Название народа присутствует в наименовании двух субъектов Российской Федерации. Назовите народ.

10. Этот народный промысел носит название деревни в Московской области, где он возник в начале XIX века. Традиционные изделия промысла – металлические подносы, расписанные масляными красками, как правило, с рисунком цветочного букета. Назовите промысел.

11. Как называются твёрдые атмосферные осадки, образующиеся на поверхности земли и растений при отрицательной температуре почвы, малооблачном небе и слабом ветре?

12. Назовите природную зону России, где произрастают дуб и лещина, обитают иволга и кабан.

13. Расположите населённые пункты по направлению с севера на юг:

А) Вологда;
Б) Салехард;
В) Хабаровск;
Г) Новосибирск.

14. Назовите архипелаг, являющийся самой северной островной территорией России.

15. Выберите из списка город, где солнце иногда можно увидеть в полночь:

Сыктывкар, Мурманск, Омск, Томск.

16. Новгородский кремль и церковь Петра и Павла на Синичьей горе включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расстояние между ними по прямой составляет 1,5 километра. Чему оно будет равно на карте масштаба 1:50 000? Ответ дать в сантиметрах.

17. Выберите из списка субъект Российской Федерации, значительная часть которого расположена в субарктическом климате:

А) Республика Карелия;
Б) Республика Татарстан;
В) Тюменская область;
Г) Пермский край

18. Назовите приток реки Оби, который пересекает две государственные границы, прежде чем попасть на территорию России.

19. Укажите, в каком городе из списка раньше других наступает восход:

1) Якутск;
2) Охотск;
3) Ханты-Мансийск;
4) Великий Устюг.

20. Назовите субъект Российской Федерации, в котором время отличается от камчатского на 10 часов.

21. Выберите из списка реку, низовья которой изображены на космическом снимке:

А) Волга;
Б) Лена;
В) Селенга;
Г) Енисей

22. Назовите город-герой России, один из крупнейших портов Чёрного моря, расположенный на берегу Цемесской бухты.

23. Назовите море, омывающее берега России, для которого характерны самые высокие приливы. Море богато рыбой, морепродуктами и углеводородным сырьём. Раньше оно называлось Камчатским. В его южной части имеются Одесский залив и залив Терпения.

24. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом:

А) озеро Таймыр – полуостров Таймыр;
Б) остров Беринга – Берингово море;
В) остров Белый – Белое море;
Г) река Камчатка – полуостров Камчатка.

25. Назовите город, древнюю столицу Северо-Восточной Руси, в настоящее время – областной центр на реке Клязьме, входящий в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

26. О какой природной зоне пишет Василий Докучаев:

«… кажется так густо занятой каким-либо растением, что ничто другое, по-видимому, и уместиться здесь не может: то покрывается она лиловыми пятнами, — это зацвели анемоны, то целые луговины принимают голубой лазурный колорит, — это распустились незабудки; в другое время можно встретить большие участки, сплошь покрытые душистым чабрецом…».

27. Узнайте город, описанный в стихотворении Александра Северного:

Этот город в пять веков
Стоит на кромке берегов,
Граница снега, вечных льдов,
Столица рек, лесов, болот.
Стоит на вековом пути,
Никто не сможет обойти.
Встречались здесь все корабли
Что с Беломорья к людям шли.
Встречал норвегов и славян,
Встречал голландцев, англичан
Варяги шли в последний бой
И шведы биты за кормой.
У вековой у сей реки
Поморы город возвели…

28. «Великий комбинатор двинулся стрелковым шагом по горной дороге, ведущей вокруг Машука к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым, мимо санаториев и домов отдыха. Обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу» (Илья Ильф и Евгений Петров).

Достопримечательностью какого города считается упомянутый в отрывке Провал?

29. Назовите территорию, описанную в рассказе Константина Паустовского:

«Край этот лежит… между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком «великого пояса хвойных лесов». В … крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной».

30. Назовите экспедицию, состоявшуюся в 1937-1938 годах, участием в которой прославились изображённые на почтовой марке Иван Папанин, Евгений Фёдоров, Эрнст Кренкель и Пётр Ширшов.

Ответы к топографическому диктанту № 4

Топографический диктант № 5

1. Записать в виде численного масштаба: в 1 см 100 м

2. Изобразить в виде линии расстояние 65 м в масштабе: в 1 см 10 м

3. Измерить ширину крышки стола ( в сантиметрах) и ответ записать

5. Поставить точку и провести от нее направления, соответствующие азимутам 900 и 1800.

6. Какой из масштабов крупнее: в 1 см – 100 м или в 1 см — 220 м

Ответы к топографическому диктанту № 5

1. 1:10000

2. _____________ (6,5 см)

3. 50 см


6. 1 см – 100 м

Топографический диктант № 6

1. Записать в виде численного масштаба в 1 см – 10 км

2. Изобразить в виде линии расстояние 75 м в масштабе: в 1 см – 10 м

3. Измерить длину крышки стола и ответ записать

4. Поставить оду точку посередине тетради. От нее стрелками указать направление на восток, северо-запад, юг и юго-запад.

5. Поставить точку и провести от нее направление, соответствующее азимутам 00 и 2700

6. Какой из масштабов крупнее: в 1 см – 100 м или в 1 см – 320 км

Ответы к топографическому диктанту № 6

1. 1:1000000

2. __________ (7,5 см)

3. 100 см


6. 1 см – 100 м

Топографический диктант № 7

1. Считается крупнее масштаб карты:

2. Именованному масштабу в 1 см = 250 км соответствует численный масштаб:

3. Считается мельче масштаб карты:

4. При масштабе 1:1000, размеры на местности при переносе на карту уменьшены

5. Масштаб выраженный словами в «1 см 1 км» называется

6. Масштаб 1:10000, переведите в именованный масштаб:

Г) В 1 см 1 м

Ответы к топографическому диктанту №7

Топографический диктант № 8

Соотнесите вопрос с ответом.

1. Угол между направлением на север и на какой-нибудь определенный предмет местности

2. Степень уменьшения измеренного расстояния земной поверхности для изображения на плане или карте

3. Определение сторон горизонт на местности

4. прибор для ориентирования

5. Сторона горизонта имеющая азимут 2700

6. Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности

7. Сторона горизонта имеющая азимут 1800

8. Работа по составлению плана местности

9. Сторона горизонта имеющая азимут 450

10. Сторона горизонта имеющая азимут 00

Топографический диктант № 9

1. Уменьшенное по определенному масштабу и показанное условными знаками изображение земной поверхности на плоскости

2. Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки

3. Параллель, проводимая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов земли

4. Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств

5. Линия, условно проведенная на поверхности Земли параллельно экватору

6. Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки

7. Линия, условно проведенная на поверхности Земли от одного полюса к другому

8. Точки на земной поверхности, через которые проходит условная ось Земли

9. Величины определяющие положение точки относительно экватора и начального меридиана

10. Сетка, образованная от изменения линий меридианов и параллелей

Ответы к топографическому диктанту № 9

Топографический диктант № 10

1. 28 января 1820 г. Вблизи 700 ю. ш. и 20 з. д. С обоих судов была замечена земля «- так написал об этом событии М. П. Лазарев» Какая земля была открыта в этот день?

2. 10 января 1821 г. Русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров с координатами 690 ю. ш. и 910 з. д. Что это за остров?

3. На большом острове центральная часть которого расположена на 190 ю. ш. и 470 в. д. водятся самые маленькие полуобезьяны. По карте определите какой это остров?

5. На 800 с. ш. и 1400 в. д. ученые обнаружили новый подводный хребет, который тянется через северный полюс к острову Гренландия. По карте определить его название.

Ответы к топографическому диктанту № 10



Топографический диктант № 11

1. «География» в переводе

A) измерение Земли
B) изучение Земли
C) описание Земли
D) исследование Земли

2. Первым европейцем, достигшим Китая, был:

A) М. Поло
B) А. Никитин
C) Х. Колумб
D) Ф. Магеллан

3. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за

A) 12 часов
B) 24 часа
C) 365 суток
D) 370 суток

4. Азимут измеряется в

A) часах
B) градусах
C) метрах
D) километрах

5. Определите, какой из масштабов наименьший

A) 1 : 1000
B) 1 : 5000
C) 1 : 10000
D) 1 : 500000

6. Какому азимуту соответствует направление на восток

A) 0 °
B) 90 °
C) 180 °
D) 270 °

7. Превышение точки земной поверхности по отвесной линии над уровнем моря по отвесной линии называется

A) относительная высота
B) абсолютная высота
C) высота
D) горизонталь

8. Направление склонов указывают короткие черточки, которые называются

A) азимут
B) бергштрихи
C) горизонт
D) горизонталь

9. На политических картах нанесены

A) заводы
B) горы и равнины
C) природные зоны
D) границы государств

10. Географическая долгота бывает

A) западной и северной
B) западной и южной
C) южной и северной
D) западной и восточной

Ответы к топографическому диктанту № 11

A) Геродоту
B) Гомеру
C) Эратосфену
D) Аристотелю

2. Первое кругосветное путешествие совершил

A) М. Поло
B) А. Никитин
C) Х. Колумб
D) Ф. Магеллан

3. Стороны горизонта определяют при помощи

A) нивелира
B) компаса
C) термометра
D) линейки

4. Определите, какой из масштабов наибольший

A) 1 : 1000
B) 1 : 5000
C) 1 : 10000
D) 1 : 500000

5. Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков, называется

A) рисунок
B) аэрофотоснимок
C) географическая карта
D) схема

Ответы к топографическому диктанту № 12

1-C
2-D
3-B
4-A
5-C

Источник

Оцените статью