Как сделать тоннель под землей

Как сделать

Строительство туннелей: способы и цели

Тоннелем называют горизонтальный или наклонный искусственный проход под землей. Такие объекты создаются для разных целей. Есть пешеходные, велосипедные, автомобильные, железнодорожные, тоннели подземных коммуникаций, метро, трамваев и т. д.

Наиболее «тоннельным» видом транспорта является метро. Большая часть его линий проложена проходах, которые могут находиться на разной глубине под землей. Автомобильные и железнодорожные тоннели прокладывают под горами и холмами, чтобы укоротить общую длину маршрута. Иногда бывает целесообразнее проложить тоннель, чем возводить мост.

История

Созданием этих объектов люди занимались с древних времен. Первые искусственные сооружения такого типа появились уже в каменном веке. В скалах прорубались пещеры, катакомбы, каменоломни, шахты рудников. Странами, где этим стали заниматься раньше, чем где бы то ни было, являлись Египет и Греция, а также города Рим и Вавилон. Там тоннели рыли в целях добычи полезных ископаемых, при строительстве храмов, гробниц, прокладки водоводов. При работах использовались самые простые орудия, а скальные породы, в которых прорубали проход, не закреплялись.

Самый первый подводный тоннель был построен под рекой Евфрат в районе 2160 года до нашей эры.

Иногда строили тоннели и в Средневековье, преимущественно в военных целях. В поздней фазе Средневековья активно создавались судоходные проходы. Первый железнодорожный тоннель появился в 1826-1830 гг. А первый автомобильный был построен в 1927 году под рекой Гудзон.

В СССР особенно часто строились железнодорожные подземные сооружения. Их прокладывали через Урал, Кавказ, Крым. Строительство автомобильных тоннелей стало актуальным с увеличением числа машин после распада СССР.

Что из себя представляет?

Тоннель – это искусственная пустота вытянутой формы, проложенная в горной породе. Если порода прочная, то проход не закрепляют, а если рыхлая, то устанавливают искусственные закрепительные сооружения. Они называются обделкой и принимают на себя значительную часть горных нагрузок, а также участвуют в гидроизоляции. На входах и выходах сооружают так называемые порталы. Они могут иметь архитектурный вид.

Способы строительства туннелей

Существует два типа – закрытый и открытый. Первый способ используют для прокладки проходов на большой глубине (более 20 метров), а также для тоннелей мелкого заложения. Открытые применяют при прокладке неглубоких ходов. Плюсом этого способа является более низкая стоимость, а минусом – необходимость отведения от места стройки находящихся в ее зоне коммуникаций и транспортных путей.

Закрытые способы прокладки тоннелей

Выбор способа, по которому будут строить тоннель, зависит от типа породы, которую нужно будет прорывать, и назначения объекта. Закрытые способы часто применяют при строительстве тоннеля метро и железнодорожных тоннелей. Грунты могут быть крепкие, мягкие, трещиноватые, обводненные.

Открытые способы прокладки тоннелей

Применение открытого способа строительства туннелей целесообразно при рытье проходов мелкого заложения. При этом используют следующие технологии:

Заключение

Таким образом, строительство транспортного тоннеля может осуществляться разными способами, что зависит от поставленных задач и особенностей грунтов. Наибольшее распространение имеют тоннели железнодорожные и для метрополитена.

Источник

Как построить тоннель под землей своими руками

Подземные ходы

Сообщение Hornisse » 12 фев 2015, 18:39.

Сообщение m_mbembe » 12 фев 2015, 18:45.

Сообщение mister_mauser » 12 фев 2015, 18:50.

Сообщение fedorve » 12 фев 2015, 18:53.

Сообщение YgorVM » 12 фев 2015, 19:28.

Я в прошлом году начал колодцем заниматься.
Сделана вертикальная шахта монолитная, методом заливки в переставную опалубку, проходка до водоупора, отсечка грунтовых вод.

Если нужно сделать надолго и безопасно, придется делать как в метро, укреплять стены, потолок железобетоном, с гидроизоляцией. Если по быстрому — копать и молиться, чтоб не обвалилось, ставить крепи, бояться прорыва грунтовых вод и осыпания. Это для среднестатистических грунтов в средней полосе.
В том случае, если ваш дом стоит на массивной плите, все гораздо проще — тюкай и тюкай себе скалу, пока не выйдешь там, где планировал. Главное, не терять направления и оптимизма.

Сообщение Шкодер » 12 фев 2015, 19:31.

Сообщение YgorVM » 12 фев 2015, 19:49.

Сообщение квасерпервый » 12 фев 2015, 20:23.

Сообщение dimon8-5 » 12 фев 2015, 20:43.

Сообщение dimon8-5 » 12 фев 2015, 20:49.

Сообщение Starrover » 12 фев 2015, 20:50.

Сообщение Ruevid2 » 12 фев 2015, 22:29.

Сообщение YgorVM » 12 фев 2015, 22:31.

Сообщение Ruevid2 » 12 фев 2015, 23:05.

Сообщение Падонкус » 12 фев 2015, 23:37.

Сообщение atlet808 » 13 фев 2015, 00:05.

Сообщение TIR » 13 фев 2015, 03:34.

Сообщение Gets » 13 фев 2015, 03:54.

Сообщение kor_av » 13 фев 2015, 07:55.

Да, гидравлический безотвальный способ то что надо, но нужно оборудование.
По старинке да подешевле можно пользоваться способом который использовали для прокладки тоннелей в первую мировую войну. Гуглить по слову clay kicking. Что-то вроде вот этого


Обратите внимание как копают, используя станину в виде креста — это так и называли, working on the cross — работая на кресте. Ну и насколько часто ставят крепь (вроде как каждые 9 дюймов).
И конечно надо с собой брать мышку или канарейку, чтобы рано понять, что уровень углекислого газа критический и успеть уйти.
В общем, если начать из дома вытаскивать мешками глину, а в дом таскать шпалы сотнями, соседи все равно заподозрят неладное

Сообщение Alexandr » 13 фев 2015, 10:36.

Сообщение Werewolf_Zarin » 13 фев 2015, 10:44.

Сообщение Hornisse » 13 фев 2015, 11:11.

Сообщение YgorVM » 13 фев 2015, 11:15.

Сообщение uhb » 13 фев 2015, 11:26.

Сообщение YgorVM » 13 фев 2015, 11:33.

Сообщение Werewolf_Zarin » 13 фев 2015, 12:12.

Сообщение kleymor » 13 фев 2015, 12:19.

Сообщение Werewolf_Zarin » 13 фев 2015, 12:21.

Сообщение ferge » 13 фев 2015, 13:30.

Сообщение Эндюх » 13 фев 2015, 13:44.

Строительство туннелей: способы и цели

Тоннелем называют горизонтальный или наклонный искусственный проход под землей. Такие объекты создаются для разных целей. Есть пешеходные, велосипедные, автомобильные, железнодорожные, тоннели подземных коммуникаций, метро, трамваев и т. д.

Наиболее «тоннельным» видом транспорта является метро. Большая часть его линий проложена проходах, которые могут находиться на разной глубине под землей. Автомобильные и железнодорожные тоннели прокладывают под горами и холмами, чтобы укоротить общую длину маршрута. Иногда бывает целесообразнее проложить тоннель, чем возводить мост.

Созданием этих объектов люди занимались с древних времен. Первые искусственные сооружения такого типа появились уже в каменном веке. В скалах прорубались пещеры, катакомбы, каменоломни, шахты рудников. Странами, где этим стали заниматься раньше, чем где бы то ни было, являлись Египет и Греция, а также города Рим и Вавилон. Там тоннели рыли в целях добычи полезных ископаемых, при строительстве храмов, гробниц, прокладки водоводов. При работах использовались самые простые орудия, а скальные породы, в которых прорубали проход, не закреплялись.

Читайте также:  Как сделать костюм исповедницы

Самый первый подводный тоннель был построен под рекой Евфрат в районе 2160 года до нашей эры.

Иногда строили тоннели и в Средневековье, преимущественно в военных целях. В поздней фазе Средневековья активно создавались судоходные проходы. Первый железнодорожный тоннель появился в 1826-1830 гг. А первый автомобильный был построен в 1927 году под рекой Гудзон.

В СССР особенно часто строились железнодорожные подземные сооружения. Их прокладывали через Урал, Кавказ, Крым. Строительство автомобильных тоннелей стало актуальным с увеличением числа машин после распада СССР.

Что из себя представляет?

Тоннель – это искусственная пустота вытянутой формы, проложенная в горной породе. Если порода прочная, то проход не закрепляют, а если рыхлая, то устанавливают искусственные закрепительные сооружения. Они называются обделкой и принимают на себя значительную часть горных нагрузок, а также участвуют в гидроизоляции. На входах и выходах сооружают так называемые порталы. Они могут иметь архитектурный вид.

Способы строительства туннелей

Существует два типа – закрытый и открытый. Первый способ используют для прокладки проходов на большой глубине (более 20 метров), а также для тоннелей мелкого заложения. Открытые применяют при прокладке неглубоких ходов. Плюсом этого способа является более низкая стоимость, а минусом – необходимость отведения от места стройки находящихся в ее зоне коммуникаций и транспортных путей.

Закрытые способы прокладки тоннелей

Выбор способа, по которому будут строить тоннель, зависит от типа породы, которую нужно будет прорывать, и назначения объекта. Закрытые способы часто применяют при строительстве тоннеля метро и железнодорожных тоннелей. Грунты могут быть крепкие, мягкие, трещиноватые, обводненные.

Открытые способы прокладки тоннелей

Применение открытого способа строительства туннелей целесообразно при рытье проходов мелкого заложения. При этом используют следующие технологии:

Заключение

Таким образом, строительство транспортного тоннеля может осуществляться разными способами, что зависит от поставленных задач и особенностей грунтов. Наибольшее распространение имеют тоннели железнодорожные и для метрополитена.

Убежище на даче: как построить бункер своими руками

Дом, согласно поговорке, это крепость, однако существуют напасти, от которых лучше спрятаться не в эту крепость, а куда подальше или, точнее, поглубже – например, в свой собственный семейный бункер. Специально для тех, кто боится природных катаклизмов и вообще серьезно относится к вопросу собственной безопасности, сайт «РИА Недвижимость» решил подготовить материал о том, как своими силами построить убежище на загородном участке.

Бюрократия не требуется

Прежде всего эксперты отмечают, что для постройки небольшого убежища на собственном участке оформлять специальные документы не требуется. Однако это работает лишь в том случае, если под участком не проходят какие-то централизованные коммуникации, которые могут быть повреждены при строительстве бункера. Перед началом строительства это желательно выяснить.

Измеряем уровень грунтовых вод

Чтобы не получилось так, что при строительстве подземный бункер превратился в бассейн с водой, нужно сориентироваться, на какой глубине проходят грунтовые воды. Это, по словам главного архитектора, руководителя проектов компании «Главное бюро архитектурных решений» Николая Матвеева, можно в принципе сделать своими силами: достаточно обратить внимание на уровень воды в близлежащих колодцах или обратить внимание на водоемы или реки, которые имеются рядом. Разница между поверхностью воды, например, в колодце, и уровнем поверхности земельного участка и будет примерным показателем глубины залегания грунтовых вод.

Можно также обратиться за советом к соседям, у которых имеются свои собственные водяные скважины на участках, так как при их бурении глубина залегания грунтовых вод определяется более точно.

Строить бункер, конечно, нужно выше уровня грунтовых вод как минимум на 50 сантиметров. Например, если грунтовые воды на участке протекают на глубине 4 метра, то глубина котлована должна быть не более 3,5 метров, утверждает Матвеев. Но эксперт подчеркивает, что идеальная глубина бункера 4 метра, поэтому в случае более близкого залегания грунтовых вод построить хорошее убежище вряд ли получится, иначе оно будет некомфортным, а значит нефункциональным.


Место базирования

Важно правильно выбрать место под строительство бункера. Некоторые домовладельцы предпочитают устроить бункер прямо под домом, чуть ли не в подвале. Но эксперты не соглашаются с такой локацией. Обустроить подобное убежище лучше на некотором расстоянии от дома, так как в случае, например, сильного урагана или землетрясения основное здание может быть разрушено и его обломки заблокируют выход из бункера, замечает управляющий партнер компании PRIDEX Сергей Кудрявцев.

Расположение убежища под домом возможно только в том случае если из него есть отдельные выходы в радиусе 15 метров от строения дома, добавляет Матвеев. Кроме того, коммуникационные системы должны быть автономными и никак не связанны с системами дома, подчеркивает он.

Причем вход в убежище, по словам эксперта, лучше завуалировать. «Например, его можно поместить со стороны деревянного уличного туалета или сарая для хранения инструментов. Обычно такие конструкции стоят в саду среди растений и деревьев, что делает проникновение в бункер наиболее незаметным для окружающих глаз», — рассуждает Матвеев.


Снимаем мерки

Прежде чем приступать к строительству бункера, нужно рассчитать его площадь. Учитывая, что бункер-убежище на случай урагана или землетрясения не рассчитан на долгосрочное пребывание людей, можно ограничиться 3 квадратными метрами на человека, что обеспечит вполне адекватные условия на случай опасности. Для средней семьи площадь подобного помещения составит 9-12 «квадратов», — утверждает Кудрявцев.

Бункер краткосрочного пребывания

Если бункер строится исключительно для краткосрочных пребываний, на случай природных катаклизмов, то наиболее рациональным решением является использование емкости септика из ударопрочного пластика, врытого в землю, утверждает Кудрявцев. Такого решения будет вполне достаточно для пережидания урагана, а с другой стороны, это долговечная конструкция, которая не потребует значительных средств для поддержания ее в должном состоянии, рассуждает эксперт.

Более того, подобная конструкция не требует и каких-то сложных инженерных решений, будь то вентиляция или отопление. Для небольшого убежища достаточно обустройства естественной вентиляции: по сути это две трубы, ведущие на поверхность, уверяет Кудрявцев. Специализированные системы очистки воздуха для такого убежища тоже не нужны. Можно ограничиться стандартным пылезащитным вентиляционным фильтром, который можно сделать самостоятельно из марли или стекловолокна, замечает собеседник агентства.
Электроснабжение, по его словам, может включать в себя подключение объекта к центральным сетям и создание запаса батареек и аккумуляторов на чрезвычайный случай.

Серьезную же систему обогрева реализовывать, по мнению Кудрявцева, не имеет смысла: земля редко промерзает на глубину более 1 метра, тогда как сама концепция убежища не предусматривает долгосрочное пребывание. «Думаю, что в данном случае имеет смысл ограничиться запасом теплой одежды, термобелья и прочих походных принадлежностей», — рассуждает эксперт.

«В среднем, качественный септик емкостью 18 кубометров обойдется около 300 тысяч рублей. Тогда как земельные работы не требуют особой подготовки, и их вполне можно реализовать самостоятельно. В случае использования наемной силы, стоимость подобных работ вряд ли превысит 50 тысяч рублей», — рассказывает управляющий партнер PRIDEX.

Читайте также:  Как сделать террейн для варгеймов

Бункер длительного пребывания

Тем домовладельцам, кто основательно подходит к вопросам безопасности и хочет устроить бункер, в котором можно надолго укрыться не только от непогоды, но и от химической атаки, Матвеев советует построить бункер площадью в 12 квадратных метров с отдельным техническим помещением в 2-3 квадратных метра, где будет размещаться генератор энергии и биотуалет.

Строительство убежища начинается с котлована, причем при его выкапывании нужно учесть на толщину стен и высоту фундамента будущего бункера и, соответственно, сделать на них «припуски». Так, например, толщина стен из кирпича будет равна 25 сантиметрам, а толщина фундаментной плиты – 23 сантиметрам. Стенки котлована на период строительства необходимо укрепить бревнами и досками для того, чтобы избежать обрушения почвы или грунта.

Перед заливкой плиты фундамента необходимо подготовить основание, выровняв и укрепив дно котлована 20-30 сантиметрами щебня или песка, инструктирует Матвеев. Для усиления прочности основания лучше проармировать пол фундамента арматурой и вязальной проволокой. После заливки бетона желательно подождать 10-15 дней, чтобы он застыл и стал прочным, подчеркивает эксперт.

После полного высыхания фундамента можно приступать к устройству стен. Матвеев рекомендует использовать белый полнотелый кирпич с армированием кладки через каждые 3 ряда металлической сеткой или проволокой. Толщина кладки может быть полкирпича. Высота кладки должна быть не менее 2,2 метра.

Следующим этапом идет сооружение крыши. Перекрытие крыши архитектор предлагает сделать из металлического двутавра, накрыв его сверху досками толщиной 4 сантиметра и листами металла толщиной 2 сантиметра. Для гидроизоляции крыши, по словам Матвеева, подойдут 2 слоя плотного полиэтилена. После этого бункер засыпается землей. Вход в бункер оборудуется плотно закрывающейся герметичной дверью-люком и деревянной лестницей для спуска. Гермодверь можно сделать самому, проложив, к примеру, полосы изоляции из резиновой трубки. Кроме основного входа, устройство бункера должно иметь и аварийный выход на случай завала основного лаза, замечает эксперт.
Для гидроизоляции убежища изнутри перед отделкой необходимо промазать стены и пол гидроизолом.

В конце возводятся внутренние перегородки в полкирпича для обустройства машинного отделения с отдельной дверью.
Ориентировочная стоимость такого бункера, построенного своими руками, будет колебаться от 75 до 130 тысяч рублей, отмечает Матвеев.

Инженерия и бытовое оснащение

Для того чтобы продержаться в бункере от 12 часов до нескольких суток, нужно предусмотреть источник автономного питания электроэнергией и устройство внешнего вентиляционного канала с воздушными фильтрами во избежание попадания туда ядовитых веществ и пыли. Впрочем, можно также обустроить в бункере систему кондиционирования внутренней очистки с регенерацией воздуха, но это будет стоить значительно дороже, чем обычная «внешняя» вентиляция, замечает Матвеев. Стоимость такой системы начинается от 100 тысяч рублей. Впрочем, это будет единственная существенная строка расходов при строительстве убежища.

В качестве системы автономного источника энергии, по словам архитектора, подойдет генератор, работающий на бензине или солярке. Соответственно, в бункере всегда должна иметься в наличии канистра с запасом топлива для него, скажем, на 10 литров.
Для экономии места спальные места в бункере обустраиваются в виде двухъярусных кроватей.


Стратегический запас

Главным стратегическим запасом в бункере, по словам Матвеева, является вода, ее нужно запасти как можно больше – 200-300 литров. Продукты питания должны быть консервированными, также неплохо запастись различными крупами – они питательны и долго хранятся.

Аптечка должна включать в себя септики, бинты, вату, лейкопластыри, термометр, ножницы, резиновую грелку и марлевые маски. Набор лекарств каждая семья в принципе может определить самостоятельно, ориентируясь на состояние здоровья каждого из домочадцев, но лучше включить в список сердечные препараты, обезболивающие и препараты для нормализации работы кишечника.

Наконец, кроме складов с продуктами питания и медикаментами, в бункере должно быть все необходимое для того, чтобы проводить «разведывательные» вылазки на поверхность. В число таких предметов входят противогазы, защитная одежда и фонарь, добавляет Матвеев.

Вырытый ход. Как построить подземный бункер своими руками

КАК ВЫРЫТЬ ПОДЗЕМНЫЙ ХОД.

На самом деле обязательная программа мужской жизни звучит так: вырастить сына, посадить дерево, построить дом и вырыть подземный ход. Не спрашивай, откуда мы это взяли, нет времени объяснять. Лучше послушай инженера Алексея Журавского из проектного бюро «Готтард и партнеры» — он рассказал, как вырыть подземный ход правильно.

КАК КОПАТЬ?
Если не собираешься делать из хода тайну, можно копать «берлинским» способом: роется траншея, в ней строятся стены и крыша будущего хода, после все засыпается. Но соседи придут посмотреть, каждый захочет такой же, только побольше, в итоге кто-то случайно выкопает ад. Лучше копай незаметно, по «парижскому» методу: роется вертикальный колодец, а из него ведут штольню вбок.

ГДЕ КОПАТЬ?
Песчаные почвы — идеальный вариант. В свое время они позволили нарыть ходов под Берлинской стеной, в том числе знаменитый «Туннель 29» длиной 140 метров. Глину тяжело копать, к тому же выше шанс наткнуться на межпластовые воды. Полезно заранее пробурить скважины по всей траектории хода и выяснить, с чем будешь иметь дело.

КАК УКРЕПИТЬ?
Если роешь штольню, не укрепляя стены и потолок, положи сверху плиту с датами жизни. Когда тебя завалит, родные смогут ограничиться фуршетом. Но лучше укрепляй ход каждые полметра крепью — рамой из просмоленных досок. Когда он будет готов, надо основательно обшить досками стены и потолок или даже забетонировать их, как делают палестинцы в тайных туннелях из сектора Газа в Израиль.

КАК ОБУСТРОИТЬ?
Чтобы в туннеле было сухо, его надо делать под уклон. Желательно устроить и принудительную вентиляцию: вентилятор у входа и трубы с отверстиями по всей длине сооружения. Одной из проблем «туннеля жизни» в Сараеве, по которому люди выбирались из осажденного города, было отсутствие вентиляции. В итоге пришлось добывать кислородные маски.

КАК МАСКИРОВАТЬ?
Недавно пойманный колумбийский наркобарон Гусман выводил свои подземные ходы в канализацию, и это ему до поры помогало. Врезаться в общие коммуникации — незаконно, но можно применить сам принцип и замаскировать выход под привычную часть пейзажа — дощатый туалет, пляжную раздевалку или корпоратив с Нагиевым.

Многие из нас задумывались об увеличении собственной безопасности и безопасности семьи. Сделать это можно многими способами. Одни ставят в доме бронированные двери, другие устанавливают сигнализацию, а третьи, чтобы оградить себя от всевозможных катаклизмов, предпочитают построить подземный бункер. Законно ли это? На сегодняшний день нет никаких запретов на строительство сооружений под землей. Поэтому, наверное, многим будет интересно, как же построить подземный бункер своими руками?

Подготовительные работы

Прежде всего, необходимо отметить, что вход в бункер должен быть герметичным и скрытым от посторонних глаз. К помещению должен быть подвод воды, электричества, организована канализация. Внутри сооружения должна быть отдельная комната для туалета, источник топлива, медикаменты на разные случаи жизни, продукты, большой запас воды и другие, необходимые для хозяина вещи.

Бункер можно продумать самостоятельно, а можно приобрести готовый план, который будет предусматривать всевозможные варианты развития событий. Также, перед тем как построить сооружение своими руками, необходимо ознакомиться со специальной литературой. На случай, если все-таки бункер когда-нибудь понадобится, в нем можно организовать комнаты для отдыха всей семьи, тренажерный зал, библиотеку и другие подобные помещения.

Читайте также:  Как сделать лейаут для 888

Самостоятельное возведение

Чтобы построить бункер под землей необходимо подготовить доски, из которых будет сооружен каркас, землю, дверь, а также бетон или камни. Для начала необходимо выкопать яму необходимого размера, на ее дно насыпать полуметровый слой песка, после чего его поверхность выложить камнями или залить раствором бетона. Перед возведением стен необходимо сделать деревянный каркас, который будет препятствовать осыпанию земли. Крыша такого сооружения делается очень просто. Возведенный каркас оббивается полиэтиленом, а сверху делается плотная обрешетка из досок. Далее крыша засыпается землей примерно на 30 сантиметров.

После возведения под землей такого простого бункера необходимо позаботиться о входе в него и вентиляции. Вход можно сделать либо из герметичной двери, либо установить трубу очень большого диаметра. Внутри помещения делаются отдельные комнатки для туалета, хранения продуктов, воды и других вещей. В отдельном помещении необходимо установить генератор, который будет вырабатывать электрическую энергию. Это позволит использовать под землей электрические приборы. Стоит также установить систему фильтрации воды.

Глубина, построенного своими руками, строения не должна превышать 10 метров, а на его дне перед заливкой бетоном, желательно сделать каркас из арматуры, который предотвратит растрескивание пола в будущем. Между внешней стеной и землей желательно сделать гидроизоляционный слой. Вентиляция здания должна состоять из двух шахт, которые должны размещаться не более чем в 3 метрах от бункера. Кроме своей основной функции они могут также играть роль запасных выходов.

На самом деле обязательная программа мужской жизни звучит так: вырастить сына, посадить дерево, построить дом и вырыть подземный ход. Не спрашивай, откуда мы это взяли, нет времени объяснять. Лучше послушай инженера Алексея Журавского из проектного бюро «Готтард и партнеры» — он рассказал, как вырыть подземный ход правильно.

Как копать

Если не собираешься делать из хода тайну, можно копать «берлинским» способом: роется траншея, в ней строятся стены и крыша будущего хода, после все засыпается. Но соседи придут посмотреть, каждый захочет такой же, только побольше, в итоге кто-то случайно выкопает ад. Лучше копай незаметно, по «парижскому» методу: роется вертикальный колодец, а из него ведут штольню вбок.

Где копать

Песчаные почвы — идеальный вариант. В свое время они позволили нарыть ходов под Берлинской стеной, в том числе знаменитый «Туннель 29» длиной 140 метров. Глину тяжело копать, к тому же выше шанс наткнуться на межпластовые воды. Полезно заранее пробурить скважины по всей траектории хода и выяснить, с чем будешь иметь дело.

Как укрепить

Если роешь штольню, не укрепляя стены и потолок, положи сверху плиту с датами жизни. Когда тебя завалит, родные смогут ограничиться фуршетом. Но лучше укрепляй ход каждые полметра крепью — рамой из просмоленных досок. Когда он будет готов, надо основательно обшить досками стены и потолок или даже забетонировать их, как делают палестинцы в тайных туннелях из сектора Газа в Израиль.

Как обустроить

Чтобы в туннеле было сухо, его надо делать под уклон. Желательно устроить и принудительную вентиляцию: вентилятор у входа и трубы с отверстиями по всей длине сооружения. Одной из проблем «туннеля жизни» в Сараеве, по которому люди выбирались из осажденного города, было отсутствие вентиляции. В итоге пришлось добывать кислородные маски.

Как не засыпаться

Если не собираешься делать из хода тайну, можно копать «берлинским» способом: роется траншея, в ней строятся стены и крыша будущего хода, после все засыпается. Но соседи придут посмотреть, каждый захочет такой же, только побольше, в итоге кто-то случайно выкопает ад. Лучше копай незаметно, по «парижскому» методу: роется вертикальный колодец, а из него ведут штольню вбок.

Где копать

Песчаные почвы — идеальный вариант. В свое время они позволили нарыть ходов под Берлинской стеной, в том числе знаменитый «Туннель 29» длиной 140 метров. Глину тяжело копать, к тому же выше шанс наткнуться на межпластовые воды. Полезно заранее пробурить скважины по всей траектории хода и выяснить, с чем будешь иметь дело.

Как укрепить

Если роешь штольню, не укрепляя стены и потолок, положи сверху плиту с датами жизни. Когда тебя завалит, родные смогут ограничиться фуршетом. Но лучше укрепляй ход каждые полметра крепью — рамой из просмоленных досок. Когда он будет готов, надо основательно обшить досками стены и потолок или даже забетонировать их, как делают палестинцы в тайных туннелях из сектора Газа в Израиль.

Как обустроить

Чтобы в туннеле было сухо, его надо делать под уклон. Желательно устроить и принудительную вентиляцию: вентилятор у входа и трубы с отверстиями по всей длине сооружения. Одной из проблем «туннеля жизни» в Сараеве, по которому люди выбирались из осажденного города, было отсутствие вентиляции. В итоге пришлось добывать кислородные маски.

Как не засыпаться

Первоначально тоннели служили для доставки воды и отвода сточных вод и нечистот; первые тоннели были построены в Римской империи. Для передвижения тоннели начали использовать в XVII веке, включая их в системы каналов. С появлением железных дорог в XIX веке и автомобилей в XX тоннели получили широкое распространение, став более длинными и конструктивно сложными. Наиболее распространенные способы построения тоннеля заключаются в прорытии траншеи и установке настила, создании подводного тоннеля из опускных секций, а также использовании буровой тоннелепроходческой машины.

Факторы, учитываемые при строительстве тоннеля

Рассмотрите место, где будет проложен тоннель. От места строительства тоннеля зависят используемые метод и оборудование. Тоннели можно разделить на три типа:

Изучите маршрут тоннеля. Длинные прямые тоннели довольно легко прокладываются при помощи буровой тоннелепроходческой машины. Сложнее обстоит дело со строительством искривленных тоннелей.

Подумайте о предназначении тоннеля. От этого будут зависеть дополнительные работы, которые необходимо провести после прорытия тоннеля перед тем, как ввести его в эксплуатацию.

Прорытие траншеи и установка настила

Выкопайте траншею. Из места, отводимого под тоннель, полностью удаляется порода, после чего над вырытым участком делается крыша. Такой вид тоннелей делается двумя способами:

Сформируйте стены и крышу тоннеля. Стены и крышу можно сделать уже после того, как тоннель вырыт, либо создать заранее и поместить в тоннель, когда он будет готов. Можно использовать следующие материалы:

Завершите тоннель. Конкретный способ зависит от использованного вами метода («снизу вверх» или «сверху вниз»).

Тоннель из опускных секций

Выройте траншею в месте пролегания тоннеля. Этот метод похож на предыдущий, однако он используется для создания тоннелей под водой. Выкопайте траншею вдоль всего маршрута, по которому пройдет тоннель.

Положите в вырытую траншею стальные трубы. Трубы должны быть запечатаны с торцов, чтобы в них не проникла вода. Если тоннель предназначен для автомобильного транспорта, трубы должны содержать построенное заранее дорожное полотно.

Заполните трубы чем-либо, чтобы они не деформировались под давлением воды на глубине. Например, при строительстве тоннеля Теда Вильямса в Бостоне трубы заполняли полутораметровыми камнями.

Сняв с торцов труб крышки, соедините их вместе. Фрагменты автомобильной или железной дороги, созданные в трубах заранее, также состыкуются друг с другом.

Источник

Оцените статью