Как сделать графическую запись стихотворения

Как сделать

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Источник

Использование графических схем при заучивании стихотворения

Татьяна Орлова
Использование графических схем при заучивании стихотворения

Наш воскресный вечер в эти выходные начался с того, что неожиданно мы вспомнили о том, что не доделали с ребёнком домашнее задание в логопедической тетради. У нас сейчас задания на дифференциацию звуков л-р. Одним из заданий было выучить стихотворение.

Но всёоказалось не так просто: стихотворение, не смотря на свою цикличность, никак не запоминалось у дочери. И тут мама вспомнила, что она ещё и воспитатель, и придумала, как помочь дочери выучить стихотворение.

Я предложила Даше нарисовать наше стихотворение. Она, конечно, очень удивилась, но согласилась.

А дальше на каждое слово стали рисовать картинку. В процессе схематичного рисования Даша узнала, как выглядит лама, что такое стойло, зачем у седла есть «петельки» (стремена).

Процесс очень увлёк ребёнка. Итак, все картинки нарисованы. Предлагаю ей рассказать стихотворение, которое до конца мы не учили. И с помощью нашей схемы всё получилось: рассказала всё без запинки. После того, как она три раза рассказала с помощью схемы, я нашу картинку убрала. Но, это не помешало ей снова рассказать стихотворение.Наша работа не прошла даром: графическая схема нам очень помогла при заучивании стихотворения.

Консультация «Использование схем в работе по ниткографии» Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Задачи: • Развивать умение производить точные.

Использование мнемотехники при заучивании стихотворения И. Белоусова «Осень» в старшей группе При заучивании с детьми стихотворений я стараюсь использовать мнемотаблицы. Конечно, в тех случаях, когда текст стихотворения это позволяет.

Использование схем-карточек на занятиях физкультурой с целью формирования целенаправленности и самоорганизации дошкольников Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере у старших дошкольников имеют качественное своеобразие: • низкий уровень.

Использование схем-карточек во время проведения подвижных игр с целью формирования целенаправленности и самоорганизации Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В работах Л. С. Выготского указывается, что.

Конспект занятия по заучиванию стихотворения «Кораблик» в средней группе при помощи мнемосхемы Даниил Хармс «Кораблик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (средняя группа) Тема: Заучивание стихотворения Цель:.

Мастер-класс «Обучение старших дошкольников с нарушениями речи пересказу с использованием картинно-графических схем» Несформированность связной речи дошкольников с речевыми нарушениями отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности,.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей » Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Цель: 1. повышение.

Проект «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений» Проект в старшей группе «Теремок» «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений» Воспитатель: Сафонова Н. И. «Услышал.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей » Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Цель: 1. повышение.

Развитие творческих способностей дошкольников при составлении сказок через использование опорных схем-моделей Проблема повышения уровня речевого развития дошкольников и развития их речевого творчества потенциала занимает центральное место в исследованиях.

Читайте также:  Как сделать страницу под старину

Источник

Анна Туренкова (2006г)

Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности «техники» того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.

Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. «Лёгкий стих»-=-=-

Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.

«В саду цветёт пушистый пень»
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. «Рифмуем всеххх»-=-=-

А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.

«Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. «Польза классики»-=-=-

Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.

___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.

Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. «Хочу написать то, что думаю»-=-=-

Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): «осень, листья, кружиться, золото, увядание. » и т.д.
Из этого стихоплётим:

«Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. «

Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.

Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •

-=—=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то

4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.

5. Помните, что у вас качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.

6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.

8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.

а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.

в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.

-=—=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:

http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
«От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)»
Никому Не Говори

http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
«Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки»
Docking The Mad Dog

Источник

Алгоритм анализа стихотворения
учебно-методическое пособие по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Анализ стихотворения составляет важный этап в изучении лирики в школе. Как понять глубину авторского замысла? Как разобраться в тонкостях строения стиха? Как не запутаться в терминах? На эти и другие вопросы даёт ответ методическое пособие.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кунашакская средняя общеобразовательная школа»

Составитель: Соловьёва И.К.

а) чистая лирика – прямой разговор о чувствах:

Я не могу без тебя жить!

Мне и в дожди без тебя – сушь,

Мне и в жару без тебя – стынь,

Мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год;

Если бы время мельчить, дробя;

Мне даже синий небесный свод

Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать –

Слабость друзей, силу врагов;

Я ничего не хочу ждать,

Кроме твоих драгоценных шагов.

б) лирику мысли – лирическое размышление, прямое высказывание:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

в) ролевая лирика – запечатление переживаний персонажа, который сам говорит о себе; иногда персонаж – полная противоположность автору:

Я скачу, но я скачу иначе –

По камням, по лужам, по росе.

Бег мой назван иноходью – значит:

По-другому, то есть – не как все.

Мне набили раны на спине,

Я дрожу боками у воды.

Я согласен бегать в табуне –

Но не под седлом и без узды!

Скачки! – я сегодня фаворит.

Читайте также:  Как сделать детализацию в банкомате

Но не я – жокей на мне хрипит!

Он вонзает шпоры в ребра мне,

Зубоскалят первые ряды…

Я согласен бегать в табуне –

Но не под седлом и без узды!

Я последним цель пересеку:

Я ему припомню эти шпоры –

Засбою, отстану на скаку.

Колокол! Жокей мой на коне –

Он смеется в предвкушенье мзды.

Ох, как я бы бегал в табуне –

Но не под седлом и без узды!

Что со мной, что делаю, как смею –

Потакаю своему врагу.

Я собою просто не владею –

Я прийти не первым не смогу.

Что же делать остается мне?

Вышвырнуть жокея моего –

Я пришел, а он в хвосте плетется –

По камням, по лужам, по росе…

Я впервые не был иноходцем –

Я стремился выиграть, как все!

г) описательная лирика – показ конкретной картины (сюда входит и лирика пейзажная);

Луна уже покинула утесы,

Прозрачным море золото полно,

И пьют друзья на лодке остроносой,

Не торопясь, горячее вино.

Смотря, как тучи легкие проходят

Сквозь лунный столб, что в море отражен,

Одни из них мечтательно находят,

Что это поезд богдыханских жен;

Другие верят – это к рощам рая

Уходят тени набожных людей;

А третьи с ними спорят, утверждая,

Что это караваны лебедей.

д) повествовательная – передача событий, вызвавших переживание:

Спеша на званый пир по улице прегрязной

Вчера был поражен я сценой безобразной:

Торгаш, у коего украден был калач,

Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач

И, бросясь от лотка, кричал: «Держите вора!»

И вор был окружен и остановлен скоро.

Закушенный калач дрожал в его руке;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга…

Пришел городовой, подчаска подозвал,

По пунктам отобрал допрос отменно строгий,

И вора повели торжественно в квартал.

И богу поспешил молебствие принесть

За то, что у меня наследственное есть…

4. Определение идеи – обобщающего значения лирического произведения. Идея вытекает из анализа содержания. Тема и идея могут быть обозначены на текстовом уровне, содержаться в подтексте.

7. Характеристика образов. Лирические образы необычайно ёмки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения. Истолкования требуют:

8.Характеристика лирического героя. Лирический герой – тот, переживания которого отражены в произведении. В повествовательной и описательной лирике это герой, который именно так увидел событие и картину. Лирического героя не следует отождествлять с автором.

9. Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание. Лирические картины и ситуации служат отправной точкой лирического высказывания.

10. Выявление организации поэтической речи (размер, ритм, рифма).

Размер – метрическая схема, упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.

ХОРЕЙ – двусложный размер с ударением на первом слоге (« Буря мглою небо кроет»)

ЯМБ – двусложный размер с ударением на втором слоге («Пора, пора, рога трубят»)

ДАКТИЛЬ – трехсложный размер с ударением на первом слоге («Вырыта заступом яма глубокая»)

АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер с ударением на втором слоге («В глубокой долине Дарьяла»)

АНАПЕСТ – трехсложный размер с ударением на третьем слоге («Разъезжаются гости домой»)

Анализируя конкретный текст, нужно конкретизировать и размер (например, четырехстопный ямб, трехстопный амфибрахий).

Ритм – это основа поэтической речи. Он создается не безукоризненным соответствием схеме, а реальным чередованием ударных и безударных слогов, реальным количеством стоп.

Важнейшие факторы ритма – это пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифма, слово.

Следует помнить о звуковых повторах, не связанных с концами строк:

11. Анализ строфики. Строфика – членение стихотворного текста. Каждая строфа – группа стихов, которая обозначена графически (пробелом). Различаются строфы по количеству строк и по способу рифмовки.

ДВУСТИШИЕ (ДИСТИХ, АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ) – рифмуются соседние строки ( аа бб вв гг…), каждую последующую пару автор отделяет от предыдущей графически:

Дитя гармонии – александрийский стих,

Ты мед и золото для бедных губ моих.

Я истощил свой дар в желаньях бесполезных.

Шум жизни для меня, как звон цепей железных…

ТРЕХСТИШИЕ (ТЕРЦЕТ, ТЕРЦИНА) – строки рифмуются в следующей последовательности: аба бвб вгв гдг дед…мнм н.

В те дни, когда на нас созвездье Пса

Глядит враждебно с высоты зенита,

И свод небес, как тяжесть, оперся

На грудь земли, и солнце мглой обвито,

Жжет без лучей, и бегают стада

В те дни любил с друзьями я всегда

Собора тень и вечную прохладу,

Где в самый зной дышалось без труда…

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (КАТРЕН) – наиболее распространенная строфа в русском стихосложении (схема: аабб, абаб, абба):

Пролил огонь и гром,

ПЯТИСТИШИЕ – это четверостишие, в котором одна рифма удвоена (схема:

аабба, абааб, абаба, абабб):

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

ШЕСТИСТИШИЕ (СЕКСТИНА) – может иметь много комбинаций рифм, например: аабввб –

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дна и света,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

СЕМИСТИШИЕ (СЕПТИМА) – редкая форма, часто образуется из шестистишия аабввб с добавлением одной рифмы – аабвввб:

Пусть хоть несчастной

Сделай, но страстной,

ВОСЬМИСТИШИЕ (ОКТАВА) – имеет две разновидности: соединение двух четверостиший (абаб+вгвг или абаб+вггв и т.д.) и собственно октава (абабабвв):

Четырехстопный ямб мне надоел;

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давным-давно приняться за октаву.

А в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучием. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со мной живут;

Две придут сами, третью приведут.

ДЕСЯТИСТИШИЕ (ДЕЦИМА, ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА) – наиболее известна форма абабввгддг (четверостишие+шестистишие):

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

ТРИОЛЕТ – восьмистишие, в котором первые два стиха повторяются в конце (7-й и 8-й), а первый еще раз как четвертый:

Лежу в траве на берегу

Ночной реки и слышу плески.

Пройдя поля и перелески,

Лежу в траве на берегу.

На отуманенном лугу

Зеленые мерцают блески.

Лежу в траве на берегу

Читайте также:  Как сделать макет пдф

Ночной реки и слышу плески.

РОНДО – два пятистишия и трехстишие между ними. В стихотворении используются только две рифмы, после трехстишия и в конце повторяются как рефрен начальные слова первого стиха:

В начале лета, юностью одета,

Земля не ждет весеннего привета,

Не бережет погожих, теплых дней,

Но расточительная, все пышней

Она цветет, лобзанием согрета.

И ей не страшно, что далеко где-то

Конец таится радостных лучей,

И что недаром плакал соловей

Не так осенней нежности примета:

Как набожный скупец, улыбки света

Она сбирает жадно, перед ней

Недолог путь до комнатных огней,

И не найти вернейшего обета

СОНЕТ – состоит из 14 стихов, разделенных на два катрена (четырехстишия) и два терцета (трехстишия). Рифмовка может быть разной.

Не часто к нам слетает вдохновенье,

И краткий миг в душе оно горит;

Но этот миг любимец муз ценит,

Как мученик с землею разлученье.

В друзьях обман, в любви разуверенье

Забыты им: восторженный пиит

Уж прочитал свое предназначенье,

И презренный, гонимый от людей,

Блуждающий один под небесами,

Он говорит с грядущими веками;

Он ставит честь превыше всех честей,

Он клевете мстит славою своей

И делится бессмертием с богами.

Так выглядит сонет французского типа. А сонет арабского типа состоит из трех катренов и одного завершающего двустишия, в котором обычно содержится вывод:

Как движется к земле морской прибой,

Так и ряды бессчетные минут,

Сменяя предыдущие собой,

Поочередно к вечности бегут.

Младенчества новорожденный серп

Стремится к зрелости и, наконец,

Кривых затмений испытав ущерб,

Сдает в борьбе свой золотой венец.

Резец годов у жизни на челе

За полосой проводит полосу.

Все лучшее, что дышит на земле,

Ложится под разящую косу.

Но время не сметет моей строки,

Где ты пребудешь смерти вопреки!

У.Шекспир в переводе С.Маршака

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА – 14-стишие, которое А.Пушкин создал специально для романа в стихах «Евгений Онегин». Строфа состоит из трех четверостиший с перекрестной, парной и кольцевой рифмовкой и завершающего двустишия: абабввггдееджж. Первое четверостишие, как правило, задает тему строфы, в двух последующих происходит развитие темы, в двустишии заключено разрешение темы:

Им охватило беспокойство,

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство,

Немногих добровольный крест).

Оставил он свое селенье,

Лесов и нив уединенье,

Где окровавленная тень

Ему являлась каждый день,

И начал странствия без цели,

Доступный чувству одному;

Как все на свете, надоели;

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

Строфа – ритмическая единица. Она повторяет предыдущую и предваряет следующую.

12. Анализ языка. Лексика. Поэтическая речь всегда несет больше информации, чем те же слова в прозе. Большая смысловая емкость стихов достигается за счет того, что специальные изобразительные средства плотно заполняют стихотворный тест.

ЭПИТЕТЫ – художественные определения. Существует множество разновидностей эпитетов, каждые из которых несут свою определённую смысловую нагрузку:

Эпитеты выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение, создают образ, характеризуют, оценивают.

СРАВНЕНИЯ – способ описания или характеристики природы, человека, действия и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, будто, подобно, точно, что, словно. Сравнения обычно точны, емки, образны. Их роль различна:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива…

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору,

Под смолистый под корень подрубленная…

Я живу, как кукушка в часах,

Не завидую птицам в лесах…

И листочки бегут по дорожке,

Словно желтые мышки от кошки…

Сравнения могут быть прямыми (см. примеры выше) и отрицательными:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи:

Обходит владенья свои…

Одна из форм сравнения – использование творительного падежа:

Летели дни, крутясь проклятым роем…

МЕТАФОРА – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз отсутствует:

День догорал на сфере той земли,

Где я искал путей и дней короче…

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – частный случай метафоры, уподобление неживого живому:

Вокруг меня кольцо сжимается,

Неслышно подползает сон…

МЕТОНИМИЯ – употребление слова или выражения в переносном значении на основе связи между явлениями:

Ковши круговые, запенясь, шипят…

СИНЕКДОХА – обозначение целого через его часть:

Все флаги в гости будут к нам…

ПЕРИФРАЗ – употребление описательного выражения вместо названия или имени: «Мод воспитанник примерный», «забав и роскоши дитя» вместо «Онегин».

ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение:

В сто сорок солнц закат пылал…

ЛИТОТА – художественное преуменьшение:

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичек,

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах,…а сам с ноготок!

13.Анализ языка. Синтаксис. Стихотворная речь располагает специальными синтаксическими средствами. Их называют фигурами.

ПОВТОРЕНИЯ отдельных слов или выражений, которые несут особую смысловую нагрузку:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай…

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум! –

Этот рефрен звучит в каждой строфе стихотворения Н.Некрасова «Зеленый Шум».

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – развернутое сопоставление в сходных синтаксических конструкциях:

А месяц будет плыть,

Роняя весла по озерам,

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора…

ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов:

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком…

УМОЛЧАНИЕ – пропуск слов или словосочетаний, который обычно передает душевное волнение, напряжение лирического героя или говорит об особой сложности изображаемого явления:

Мои мечты… они чисты,

А ты, убийца дальний, кто ты?!

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ помогают сосредоточить внимание на том или ином явлении (риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская для 11 кл.

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме «Стихотворение «Бородино»».

Задание для самостоятельной работы.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски.

Источник

Adblock
detector