Как сделать графическую схему предложения

Как сделать

Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Члены предложения: с чего начать?

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Построение элементарных схем

Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

Отображение в схемах орфограмм

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Алгоритм построения схемы

Учащиеся следуют такому алгоритму:

После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

Помощь в составлении схем

Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

Читайте также:  Как сделать личную электронную почту

Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

Что нужно запомнить: примеры

Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

Вот несколько примеров:

Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

Источник

Учим первоклассника составлять схемы предложения

Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.

Начало занятия

В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.

Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.

Простые схемы

Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.

Дети играют I_________.

Мама поливает цветы I__________.

После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.

Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.

Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!

Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?

Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.

Орфограммы в схемах

Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.

Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.

Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.

Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.

– Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?

Читайте также:  Как сделать исполняемый файл exe

Построение схемы пошагово

Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.

Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:

После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.

Полезные советы взрослому

Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.

Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.

Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.

Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.

Источник

Структурные схемы предложений

Для обозначения компонентов схемы вводятся следующие элементарные буквенные символы, соответствующие латинским названиям частей речи и названиям некоторых форм:

Vf — спрягаемая форма глагола (лат. verbum finitum);

Vf 3s — спрягаемый глагол в форме 3 л. ед. ч. (лат. singularis);

Vf 3pl — спрягаемый глагол в форме 3 л. мн. ч. (лат. pluralis);

N — существительное (лат. nomen — имя, название);

adj — прилагательное (лат. adjectivum);

Pron — местоимение (лат. pronomen);

Adv — наречие (лат. adverbium);

Adv- o — предикативное наречие на —о;

Praed — предикатив (лат. praedicatum);

Part — причастие (лат. participium);

При символе N цифры от 1 до 6 обозначают соответственно падежи: 1 — им. п., 2 — род. п., 3 — дат. п., 4 — вин. п., 5 — тв. п., 6 — предл. п.; при символе N цифра 2 со следующим дальше многоточием (N 2 …) обозначает: «существительное в форме одного из косвенных падежей».

Соответственно показывается формальное строение структурных схем простого предложения, т. е. организующие такую схему словоформы в их нейтральном (конситуативно не обусловленном и экспрессивно не окрашенном) расположении по отношению друг к другу. При построении по данному образцу конкретного предложения (при наполнении схемы) оно получает исходную форму, т. е. форму синтаксического наст. вр.; например: N 1 — Vf (Лес шумит; Отец работает; Дети радуются); Inf Vf 3s (Курить запрещается; Встретиться не удается); Adv quant N 2 (Много дел; Мало времени); N 1 (Ночь; Тишина); Vf 3pl (Звонят); Inf cop Inf (Руководить значит проверять).

а) подлежащно-сказуемостные N1 – Vf (Машина остановилась);

б) не подлежащно-сказуемостные Vf3s Inf (Хочется спать); N2 (neg) Vf3s (Воды прибывает).

а) с лексически не ограниченным компонентом: – подлежащно-сказуемостные N1 – N1 (Брат – школьник);

N1 – Adjполная форма (Ночь теплая); – не подлежащно-сказуемостные Praed Inf (Пора собираться);

б) с лексически ограниченным компонентом Нет N2 (Нет времени); Ни N2 (Ни рубля денег);

I блок (двухкомпонентный номинативный)

Структурная схема Объяснение структурной схемы Пример N1Vf Сущ. в И.п. + личная форма глагола Грачи прилетели; Зеленеют деревья; Все дела делаются людьми. N1Copf Adjf/t/5 Сущ. в И.п. + глагол-связка в личной форме + прилагательное (причастие) в И.п. или Т.п. Ночь была тиха (тихая, тихой); Через час был объявлен привал; Маши­ны готовы к испыта­ниям; Он ранен. N1Copf N1/5 Существительное в И.п. + глагол-связка в личной форме + существительное в И.п. или Т.п. Он был студент (сту­дентом);
Читайте также:  Как сделать застежку на платье

Орёл — хищ­ник; Это наше общежи­тие. N1Copf N2…pr/ Advpr Существительное в И.п. + глагол-связка в личной форме + существительное в косвенных падежах с предлогом или наречие Этот дом будет без лифта; Мы были в отчаянии; Чай – с сахаром; Приход Ивана Ивановича был кстати; Все были начеку; У него глаза навыкате.

II блок (двухкомпонентный инфинитивный)

Структурная схема Объяснение структурной схемы Пример InfVf Инфинитив + глагол-связка в личной форме + прилагательное (причастие) в И.п. или Т.п. Не мешало б нам встречаться чаще (Св.);Отмалчиваться не следует; Курить воспрещалось; Быть космонавтом (смелым) хочется каждому мальчишке; Друзьям разрешалось быть вместе. N1Copf Adjf/t/5 Существительное в именительном падеже + глагол-связка в личной форме + прилагательное (причастие) в И.п. или Т.п. Промолчать было разум­но (разумнее, самое раз­умное, самым разум­ным); Уговаривать его было излишне (излишнее, излишним); Нужно уехать; Правильнее бы­ло бы признать свою ошибку;

Быть сдержанным было трудно. InfCopf N1/5 Инфинитив + глагол-связка в личной форме + существительное в И.п. или Т.п. Дозвониться — проблема (было проблемой); Глав­ной его целью было (главная его цель была) уви­деть всё своими глазами; Любить иных – тяжелый крест (Паст.); Оказывается, быть взрослой – не всегда преимущество (Наг.); InfCopf N2…pr/ Advpr Инфинитив + глагол-связка в личной форме + сущ. в косвенных падежах с предлогом или наречие Промолчать было не в его правилах; Купить ма­шину нам не по средст­вам; Молчать некста­ти;

Идти дальше было невмоготу;

Быть великодушным бы­ло ему не по силам. Inf Copf Inf Инфинитив + глагол-связка в личной форме + инфинитив Отказаться было обидеть; Быть студентом — это постоянно учиться мыс­лить; Быть актёром — прежде всего быть та­лантливым человеком.

III блок (однокомпонентный)

Структурная схема Объяснение структурной схемы Пример Vs 3/n Глагол в форме 3-го лица единственного числа, или среднего рода единственного числа Скрипело, свистало и выло в лесу (Заб.); Смеркается; Ему нездоровится; Крышу охватило пламенем. Vpl 3 Глагол в форме 3-го лица множественного числа. За столом зашумели; Здесь о молодых специалистах заботят­ся, им доверяют. Cops3/n Adjfsn Глагол-связка в форме 3 лица ед. ч. ср. рода + краткое прил. в форме ед.ч и среднего рода. Было темно; Морозно; Ночью будет холодно; Душно без счастья и во­ли (Н.) Cops3/n N2…pr/Advpr Глагол-связка в форме 3 лица ед. ч. ср. рода + существительное (с предлогом) в косвенном падеже или наречие. Было уже заполночь; Завтра будет без осад­ков; Нам не до сна; Ей было невдомек; Пусть будет по-твоему; Ему не к спеху. Coppl3 Adjfpl Глагол-связка в форме 3 лица мн. ч. + краткое прилагательное в форме мн. ч. Ему были рады; Им довольны; Отказом были обижены. Coppl N2…pr/Advpr Глагол-связка в форме 3 лица мн.ч. + сущ. (с предлогом) в косвенном падеже или наречие. Дома были в слезах; От него были в восторге; С ним были запросто. Copf N1 Глагол-связка в личной форме + сущ. в И.п.. Шёпот. Робкое дыхание. Трели соловья (Фет); Тишина; Была зима. Inf Инфинитив Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.); Всем быть в спортивной форме.

Тест на тему Символы структурных схем

Тест на тему Схемы простых предложений
вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Adblock
detector