Как не испортить желудок в пост

Желудок
Содержание
  1. Как закончить поститься без проблем для пищеварения
  2. Продолжайте есть постное
  3. Добавляйте новые продукты постепенно
  4. Избегайте фаст-фуда
  5. Не злоупотребляйте спиртным
  6. Пост при гастрите: разрешается ли поститься, какие последствия могут быть
  7. Виды постов, принципы питания
  8. Ограничения при разных видах постов
  9. Можно ли соблюдать пост при гастрите
  10. Питание во время поста, что допустимо
  11. Постные рецепты при гастрите
  12. Суп-пюре из цветной капусты и брокколи
  13. Котлетки из риса и кабачка на пару
  14. Запеченные яблоки с медом
  15. Как правильно поститься. Мнение священнослужителя
  16. Для чего установлено правило поста, в чем его польза?
  17. Наряду с ограничением в пище следует воздержаться и от других телесных удовольствий, в том числе и от просмотра развлекательных телепередач?
  18. Многие люди допускают для себя более мягкие формы поста. Допустим, человек не ест мяса, не ест масла и яиц, а вот от молока не может отказаться. Как к этому относится церковь?
  19. Представим себе ситуацию. Человек постился несколько недель, а потом не выдержал и сорвался – наелся творога или мяса, выпил кефира. Прошло два-три часа – и вот он уже жалеет об этом. Что ему делать в таком случае?
  20. Пост соблюдать легко или тяжело?
  21. В конце Страстной недели празднуется Пасха. Какая связь между постом и Пасхой?
  22. Почему именно продукты животного происхождения считаются нежелательными в пост?
  23. Некоторые люди отказываются не только от животных продуктов, но и от их заменителей: не едят соевого мяса вместо настоящего, маргарина вместо масла, считают это чем-то вроде обмана.
  24. Человек, работающий пять-шесть дней в неделю, каждый день по восемь часов, лишён возможности полностью контролировать своё меню. Он покупает булочку или пирожок, в которые могут входить сухое молоко, яичный порошок, какие-то граммы продуктов животного происхождения. Серьёзное ли это нарушение поста?
  25. Каковы количественные ограничения в еде во время Великого поста?
  26. А к вину какое у церкви отношение?
  27. Как должны соблюдать пост дети?
  28. С какого примерно возраста ребёнок должен поститься?
  29. Что бы вы порекомендовали тем, кто решил поститься в первый раз?
  30. Как не испортить желудок в пост

Как закончить поститься без проблем для пищеварения

Основная проблема, связанная с выходом из поста, состоит в том, что «экономный» режим расходования энергии организмом сохраняется еще некоторое время и почти весь «избыток» энергии (по сравнению с ее потреблением во время Поста), поначалу оказывается на бёдрах и талии.

Выдержать Великий семинедельный пост трудно, но еще труднее правильно из него выйти. Как и всякую диету, Пост нужно завершать правильно, так как за 7 недель организм привыкает работать в более экономном режиме, что влечет за собой уменьшение уровня обмена веществ и синтеза разнообразных ферментов.

Основная проблема, связанная с выходом из поста, состоит в том, что «экономный» режим расходования энергии организмом сохраняется еще некоторое время и почти весь «избыток» энергии (по сравнению с ее потреблением во время Поста), поначалу оказывается на бёдрах и талии. И в течение некоторого времени после окончания поста, постящийся продолжает расходовать на свои нужды внутренние ресурсы, а калории, содержащиеся в пище, накапливаются. Чтобы избежать этого, рассмотрим советы диетологов по правильному выходу из Поста.

Продолжайте есть постное

Не стоит сразу же после окончания поста отказываться от приема постной пищи и переходить на обычный режим питания. За 48 дней поста организм отвыкает от насыщенной калориями пищи, поэтому следует наращивать объем потребления калорий постепенно.

В первую очередь, следует вводить в рацион продукты, богатые витаминами и микроэлементами, такие, как фрукты, овощи, нежирные кисломолочные продукты (ряженка, кефир, йогурты), а также продукты, содержащие легкоусвояемые белки (яйца). Разберем подробнее каждую из групп продуктов.

Что касается молочных продуктов, то первые дни после поста разумно начать с употребления кефира, ряженки, йогуртов и лишь через день-два добавлять к рациону цельномолочные продукты, такие как молоко, творог, масло, сыр и сливки.

К богатым белками продуктам в первую очередь относится мясо (в том числе и разнообразные его заменители, включая сою), но после Поста начинать употребление белков лучше всего с яиц, которые по традиции едят на наПасху. В яйцах содержится легкоусвояемый белок, который не оказывает на еще не окрепшую пищеварительную систему такого отрицательного влияния, как мясные продукты.

Добавляйте новые продукты постепенно

Во время Великого Поста объем потребляемой пищи меньше, чем обычно и организм приспосабливается к такому режиму. Уменьшается выделение желудочного сока и ферментов пищеварительного тракта. Для того, чтобы после поста не подвергать организм стрессу, следует увеличивать количество потребляемой пищи постепенно, даже если вы добавляете в рацион рекомендованные для употребления продукты.

Большие объемы овощей, фруктов и мучного могут пагубно повлиять на систему пищеварения и вызвать ее разнообразные расстройства. Также стоит избегать чересчур большого количества белка, даже в виде яиц.

К примеру, первый прием пищи после поста может состоять из 150-200 грамм овощей и фруктов, а также 1-2 вареных яйца. В следующие несколько дней количество пищи можно увеличивать, но объедаться на второй день также не стоит.

Избегайте фаст-фуда

С разнообразными чипсами, сухариками, бутербродами и сэндвичами, а также крекерами и солеными орешками лучше повременить еще одну неделю после Поста. То же самое касается крепкого чая и кофе. Тогда организм успеет полностью перестроиться на обычный режим.

Не злоупотребляйте спиртным

Спиртное следует вводить в рацион после всех остальных продуктов, так как оно может вызвать раздражение слизистой желудка, оказать плохое влияние на печень и поджелудочную железу. Если же без спиртного на Пасху никак не обойтись, то оптимальным будет выбрать сухое красное вино, не более 150-200 грамм.

Источник

Пост при гастрите: разрешается ли поститься, какие последствия могут быть

Пост при гастрите соблюдать не рекомендуется. Во время поста есть периоды жестких ограничений, которые ухудшают состояние больного. Особенно вреден Великий пост для пациентов с воспалением желудочной слизистой.

Виды постов, принципы питания

В Русской православной церкви выделяют 4 многодневных поста. К ним относят (2020-2021 г.):

Во время этих постов следует ограничить себя в еде.

Ограничения при разных видах постов

Ограничения при разных видах постов

Горячая пища без масла или с маслом – рыба (не во все дни), грибочки, крупы; Сухоядение подразумевает употребление воды, хлеба, фруктов, овощей без термической обработки, компотов. Животные продукты – мясо, яйца, молочные продукты – в пост есть нельзя. Допустима иногда икра рыб и морепродукты.

Можно ли соблюдать пост при гастрите

По правилам церкви от поста освобождены беременные, дети до 7-летнего возраста, люди, имеющие различные заболевания желудочно-кишечного тракта, онкобольные и другие.

По правилам церкви дети освобождаются от соблюдения поста

Пост при гастрите желудка также противопоказан, так как нельзя есть мясо, молочные продукты, яйца. Эти продукты особенно необходимы для пациентов с воспалением желудочной слизистой. Животные продукты помогают заживлять очаги повреждения.

Во время поста есть дни, когда от приемов пищи вовсе отказываются или едят только 1 раз за сутки. При воспалении желудка нельзя пропускать приемы пищи, так как это провоцирует повреждение слизистой. Кушать больным рекомендуется часто, но не меньше 5-6 раз за сутки.

Что не подходит для больных с воспалением желудочной слизистой:

Строгое соблюдение ограничения в еде приводит к обострениям.

Питание во время поста, что допустимо

Если есть желание ограничить себя в еде, то следует немного нарушить правила поста. Ввести небольшое количество парового мяса, молочные продукты, омлет. Пищу употребляют не реже, чем 5-6 раз в день.

Что допустимо есть больным:

Постные рецепты при гастрите

Блюда для пациентов с гастритом варят, тушат, запекают. Во время поста подойдут следующие рецепты:

Суп-пюре из цветной капусты и брокколи

Блюдо хорошо обволакивает желудок и щадит стенки кишечника. Готовится из:

Овощи необходимо очистить, промыть, измельчить. Морковку, лук, положить в кастрюлю, довести до кипения, варить на протяжении 10 минут.

Суп-пюре хорошо усваивается желудком

После этого высыпать брокколи и цветную капусту, разделенные на соцветия, варить 10 минут, долить воду, положить соль, перчик, варить еще 10 минут. Половину овощного бульона рекомендуется слить, долить кипятка, посолить, поперчить, прокипятить 2 минуты.

Овощи перемолоть в кастрюле до однородной массы при помощи блендера. После этого прокипятить массу 2 минуты, выключить огонь, оставить запариваться.

Подавать в глубокой тарелке. Допускается положить 1 чайную ложку сметаны, петрушку.

Котлетки из риса и кабачка на пару

Кабачок и рис разрешены в пост, а также во время диетотерапии для пациентов с гастритом. Блюдо готовят на пару.

Рис варят до готовности, кабачок промывают, натирают на крупной овощетерке, лук измельчают. Рис объединяют с кабачком, луком, посыпают солью, перчиком, добавляют муку. Все рекомендуется перемешать, сформировать котлетки.

При гастрите рекомендуется готовить блюда на пару

Изделия закладывают в пароварку, готовят на протяжении 20-30 мин. Блюдо подают со сливочным или молочным соусом. Кушать рекомендуется в теплом виде.

Запеченные яблоки с медом

Яблоки, запеченные с медом, разрешены в пост и во время диеты при воспалении желудка. Готовить десерт просто. Состав:

Яблочки рекомендуется очистить, удалить семечки. Противень промазывают маслом, выкладывают яблоки целыми, очищенными плодами в подготовленную форму. Фрукты поливают медом, противень ставят в духовой шкаф. Выпекать рекомендуется при температуре 180ᵒС на протяжении 20 минут.

Читайте также:  Как не надуть геморрой во время родов

Печеные яблоки — вкусный и питательный десерт

Строго соблюдать церковную диету больным с воспалением желудочной слизистой не рекомендуется. Если у человека есть желание приобщиться к празднеству, можно немного уменьшить количество животных продуктов, но при этом стараться придерживаться режима питания и диетотерапии, прописанной врачом. Если возникло обострение, следует обратиться к доктору.

Источник

Как правильно поститься. Мнение священнослужителя

Какую роль пост играет в жизни православного человека? Какой смысл вкладывает церковь в понятие поста? Как правильно поститься? На эти вопросы мы попросили ответить священника храма иконы Божьей Матери Живоносный источник в Царицыне Михаила Потокина.

Для чего установлено правило поста, в чем его польза?

Одна из причин в том, что у человека – двоякий состав: он состоит из тела и души, которые находятся в неразрывном единстве. Наши духовные способности могут быть расширены, обострены тогда, когда мы сдерживаем те или иные телесные потребности. Пост способствует углублению духовной стороны жизни. Надо понять, что это не просто период, когда мы не едим каких-то определённых продуктов, иначе бы он ничем не отличался от обычной диеты (хотя, разумеется, воздержание в пище никогда и никому не вредило). Пост – это время покаяния, молитвы и воздержания, причём не только воздержания в еде. Это особое состояние души, в определённой степени – духовный подвиг. Именно поэтому многие стремятся исповедоваться именно в Великий пост.

Наряду с ограничением в пище следует воздержаться и от других телесных удовольствий, в том числе и от просмотра развлекательных телепередач?

Воздержание в пище – лишь часть духовной работы, без остальных составляющих она не имеет смысла – как не имеет смысла заправка для салата без самого салата. В пост следует бывать в церкви: там читаются особенные, очень красивые великопостные службы, а в молитвенных текстах раскрывается смысл поста. Рационально объяснить сам феномен поста невозможно. Мы живём опытом и только в опыте постигаем суть тех или иных явлений. Вы не сможете объяснить, что такое «соль» человеку, который ни разу соль не пробовал. Так же нельзя понять, что такое пост, если не попробовать поститься. Когда мы получаем этот опыт, когда наше сердце его чувствует, тогда уже не надо объяснять, зачем он нужен, как правилно поститься, что он нам даёт, а чего не даёт.

Многие люди допускают для себя более мягкие формы поста. Допустим, человек не ест мяса, не ест масла и яиц, а вот от молока не может отказаться. Как к этому относится церковь?

Каждый человек знает свою меру. И, безусловно, даже малое ограничение даст свой плод. Если мы хотим большего плода, естественно, наши ограничения должны быть больше. Но, опять-таки, всё это должно быть сообразно нашему общему духовному состоянию.

Если человек просто ограничит себя в еде, а в остальной его жизни ничего не изменится, наверное, особого смысла такой пост не имеет.

Если же он ведёт жизнь сообразно посту, отказывается от просмотра весёлых телепередач, читает духовную литературу, но при этом позволяет себе небольшие поблажки в еде (например, пьёт молоко), церковь вряд ли посчитает это великим грехом; здесь главное – это готовность человека к отречению (хоть и к малому), а не формальное соответствие его возможностей и догматических требований.

Представим себе ситуацию. Человек постился несколько недель, а потом не выдержал и сорвался – наелся творога или мяса, выпил кефира. Прошло два-три часа – и вот он уже жалеет об этом. Что ему делать в таком случае?

Есть слова Христовы: «Сколько раз падаешь – вставай». Если человек нарушил правило поста, он может продолжить поститься. Бывают разные обстоятельства, да и сила воли не у всех одинаковая. Возобновить пост в данной ситуации даже труднее, чем просто соблюдать его, не срываясь, ведь морально человек себя уже приговорил к отказу от духа и буквы поста.

Наши с вами усилия никогда даром не пропадают. Каждое новое усилие пойдёт нам на пользу, даже если перед этим мы оступились. Встать после падения труднее, чем стоящему ходить.

Мы же знаем, что человек способен осознать свою ошибку. Мы, разумные существа, покорившие вселенную, и вдруг не можем смирить нашего желудка, который едва ли не заслоняет для нас всю эту вселенную! Увидеть свою слабость и преодолеть её – это и есть проявление силы нашего духа. Вот один из результатов поста: мы осознаём свою земную, слабую природу и учимся её преодолевать, обретаем силу в вере.

Пост соблюдать легко или тяжело?

Человеку несведущему нередко кажется, что поститься очень тяжело. На самом деле это вовсе не так. Люди, которые отказываются на время от пищи, нередко говорят о хорошем самочувствии во время поста. Врачи-диетологи вам скажут, что человеку иногда полезно ограничивать себя в пище. В одном из стихир говорится о «посте приятном». Это не случайно: пост как духовное делание должен доставлять радость человеку. А Христос говорит о том, что не стоит показывать горькое лицо, наоборот – умой лицо, сделай его светлым, радостным, это ведь время радости.

Интересный и для многих неясный вопрос: сколько дней продолжается пост? Строго говоря, пост продолжается сорок дней. Вы спросите: как же сорок, когда семь недель, значит должно быть сорок девять? На самом деле не семь недель, а шесть без двух дней.

В конце шестой недели отмечается Суббота Праведного Лазаря и Вербное воскресенье – они не относятся к Великому посту. В Лазареву субботу дозволяется покушать икру, а в Вербное воскресенье – и рыбу.

Потом начинается Страстная седмица (Страстная неделя), которая как бы присоединяется к посту. Смысл этой недели – воспоминание о страданиях Христовых, так что в эту неделю мы, безусловно, снова постимся. Многие в Страстную неделю стараются поститься строже: это зависит уже от личного благочестия, от стремления быть сопричастным событиям последних дней земной жизни Христа.

В конце Страстной недели празднуется Пасха. Какая связь между постом и Пасхой?

Связь неразрывна: Пост – это, кроме всего прочего, подготовка к Пасхе. Если, допустим, я иду на торжество к какому-то человеку, который мною любим, естественно, что я готовлюсь к этому событию, покупаю подарок, думаю о том, что я скажу ему. Подготовка к событию свидетельствует о нашем к нему отношении: если оно важно для нас, мы к нему и готовимся серьёзно.

Безусловно, Пасха является огромным событием для верующих людей – это Воскресение Христово, и готовимся мы к принятию Пасхального торжества именно постом, поэтому не может существовать пост отдельно от Пасхи.

Почему именно продукты животного происхождения считаются нежелательными в пост?

Мне кажется, что употребляя пищу животного происхождения, мы едим себе подобных, проявляя свою земную природу, плотское начало в себе. Пост же в символическом плане связан с ветхозаветным повествованием о жизни до грехопадения. В земном раю люди не употребляли зверей, ведь первозданная природа не знала самоуничтожения. В этом смысле отказ от пищи животного происхождения очищает нас и возвышает человеческую природу.

Раньше пост казался людям столь естественным явлением, что в Москве в постные дни закрывались все мясные лавки. Но это не значит, что наступали голодные времена. Если почитать литературу о старой Москве – Гиляровского или Шмелёва – мы поймём, что пост отнюдь не означает гастрономического однообразия. В ход шли соленья, варенья, разные заготовки, сытные овощные блюда – ведь растительная пища очень разнообразна!

К тому же спрос на постные продукты в современном обществе рождает многообразное предложение. Почти в каждом магазине – прилавок с постными продуктами, почти в каждом ресторане – постное меню, даже фастфуды как-то стараются соответствовать ситуации.

У нас в России такие продукты появились относительно недавно, раньше не было практики употреблять их в пищу. Если подходить к этому вопросу формально, то различные гады, насекомые, нерыбные продукты моря и не запрещены традицией, и в то же время не разрешены, даже относительно лягушачьих лапок никаких правил не существует. Всё должно определяться вашей совестью, вашим нравственным чувством, ведь – это время воздержания. Можно, конечно, не есть в пост курицу, но объедаться мидиями. Только подумайте сначала, позволит ли вам так поступать ваша совесть.

Некоторые люди отказываются не только от животных продуктов, но и от их заменителей: не едят соевого мяса вместо настоящего, маргарина вместо масла, считают это чем-то вроде обмана.

Я понимаю логику этих людей. Тут двоякая ситуация: с одной стороны, это продукты растительного происхождения (то есть разрешённые в пост), с другой стороны – искусственная подделка под продукты животного происхождения. Думаю, что в этом случае стоит опять же прислушаться к своему внутреннему голосу. Постная пища должна быть более скудной, чем та, которую мы едим в непостные дни. Если вы чувствуете, что подобные «подделки» противоречат данному правилу, то вполне можно обойтись и без них.

Человек, работающий пять-шесть дней в неделю, каждый день по восемь часов, лишён возможности полностью контролировать своё меню. Он покупает булочку или пирожок, в которые могут входить сухое молоко, яичный порошок, какие-то граммы продуктов животного происхождения. Серьёзное ли это нарушение поста?

Смысл поста – отнюдь не в том, чтобы исключить из рациона вообще любую молекулу животного происхождения. Не стоит доводить до абсурда. В целом, мы понимаем, что мясо и молоко – это непостный продукт, а хлеб – постный. Если мы ограничимся подобными общими категориями, этого будет достаточно, чтобы следовать самой идее воздержания. Исключаем непостные продукты, а постные едим умеренно. Ведь смысл поста – отнюдь не в том, чтобы себя заморить физически; пост – не самоцель, а средство духовного очищения.

Читайте также:  Как промыть желудок при тяжести

Каковы количественные ограничения в еде во время Великого поста?

В православной традиции, помимо отказа от пищи животного происхождения, существует и другой вид самоограничения – «кушай недосыта». Это значит, что церковь не приветствует чревоугодие во время поста: до отказа набив желудок растительной пищей, мы вряд ли приблизимся к Богу.

Человек должен контролировать себя, разумно оценивать ту меру пищи, которая не помешает его покаянию и молитвам. В одной из своих бесед святой Иоанн Златоуст говорит, что для постящегося пища имеет другой вкус. То есть когда человек себя ограничивает в еде, даже простые блюда ему будут вкусны. Ведь пресытившись земными радостями, мы не способны чувствовать удовольствие от них – и все земные блага, данные человеку Господом, теряют малейший смысл.

Вспомните, как герой популярной кинокартины с отвращением ел икру без хлеба. Получается, что самоограничение, как это ни парадоксально, обостряет вкусовые ощущения, помогает ценить то, что мы имеем на своём обеденном столе.

А к вину какое у церкви отношение?

Как должны соблюдать пост дети?

Апостол Павел пишет о том, что когда он был юн, то питался молоком, а когда вырос – потребовалась твёрдая пища. Для человека юного многие вещи не только непонятны, но и зачастую не полезны. Младенца шашлыком не накормишь, а вот без молока он не проживёт.

До поста надо дорасти – и телом, и душой, и разумом. Детям можно объяснить необходимость каких-то минимальных ограничений; нужно только помнить, что мы должны не заставлять, а убеждать. Если он капризничает, мы можем с ним поговорить, объяснить ему преимущества соблюдения поста, но действовать с помощью приказов мы не вправе. И в любом случае мы сами должны быть для наших детей лучшим примером: на кого, как не на родителей, ему равняться?

С какого примерно возраста ребёнок должен поститься?

По поводу возраста нет никаких правил. В ветхозаветной традиции, например, считалось что мужчина становится взрослым к тридцати годам. И, возможно, многие из тех, кто дожил до тридцатилетнего возраста, согласятся с этими словами. Сейчас считается, что взросление происходит раньше.

В любом случае пост – это добровольное сознательное самоограничение, так что поститься нужно начинать с сознательного возраста. Мне кажется, что некоторое ограничение весёлых забав, просмотра развлекательных телепередач, доступа к компьютерным играм для ребёнка будет иметь даже большее положительное значение, чем запреты в пище.

Что бы вы порекомендовали тем, кто решил поститься в первый раз?

Это очень благое намерение, и дай Бог, чтобы оно совершилось. Первый опыт труден, поэтому мой совет: подойти перед началом поста к священнику, который может дать совет и напутствие.

Для первого раза возможны какие-то более мягкие формы поста, допустим, лишь частичный отказ от продуктов животного происхождения. Особенно важна Страстная седмица, поэтому, даже если вы соблюдаете пост лишь частично, в эту неделю желательно более строгое воздержание.

Первый опыт, возможно, довольно щадящий или даже не совсем удачный, всё равно принесёт свою пользу!

Источник

Как не испортить желудок в пост

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

Искушения Христа в пустыне. Фреска афонского монастыря Дионисиат

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, – а потом прибавил: – “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища – то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

– Начните поститься, и все пройдет.

– А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

– Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится – “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Старцы Оптинские не давали общих рекомендаций для всех больных, а советовали действовать с рассуждением, сообразуясь с телесными силами и особенностями заболеваний каждого.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Читайте также:  Какой свежевыжатый сок полезен для желудка

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй – воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом – осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

– Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

– Нет, я насчет этого строг, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” – спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились – ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство

Отказ от скоромной пищи – внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного – не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

Источник